Хатанга
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ АРКТИЧЕСКИЙ ФОРПОСТ РОССИИ
В Хатанге можно ощутить ослепительную красоту снежного края и простоту нрава жителей наших мест, побывать на Северном полюсе и познакомиться с культурой малых народов Севера!
Родная, сердцу милая Хета,
Живешь ты скромно на реке одноименной.
Душевной щедрости, природы красота
Хранится в уголке уединенном!
«Солнечная Хета». Именно так называют жители свой поселок, хотя он расположен и не на самой южной параллели территории Хатангского сельского поселения. Название поселку дала одноименная река, на правом берегу которой расположен поселок. Он удален от Хатанги на 140 километров вверх по течению Хеты. Место живописное. Поселок окружен северным лиственничным лесом, как и все хетские его «сородичи», то есть поселки южного куста. В лесных зарослях за период короткого арктического лета успевает созреть ягодное богатство – подарок северянам от долгого, насыщенного светом полярного дня. Период «ягодного жнивья» короток. Вдогонку друг за другом созревают морошка, голубика, брусника – излюбленные натуральные (выражаясь современной лексикой актуальнее сказать «экологически чистые»), лакомства северян. В урожайные годы в лесу, буквально, «огороды» - щедрые, синие, манящие. Ягодные кулинарные заготовки - хорошее подспорье на длинную заполярную зиму. Места расположения бывших станков или зимовья облюбовала красная смородина, реже - шиповник. Северная земля богата грибными местами. Маслята обилием своих шляпок образуют чарующие глаз россыпи. А сколько трав целебных по берегам рек и озер.
Официально Хета ведет отсчет своего возраста с 17 апреля 1928 года, согласно рекомендациям архивных справок. Большинство поселков Хатангского района, в том числе и Хета, сформировались как фактории Госторга в конце двадцатых годов. В этой связи и определилась дата рождения Хеты.
Но фактически данные тех же архивов могут рассказать, что Хетское зимовье возникло с приходом первых землепроходцев на Таймыр. Конечно, ясачный или охотничий домик еще не могли считаться поселком. Но хетчане склонны к мнению, что его исторические корни кроются где-то в семнадцатом веке.
В тридцатые годы прошлого столетия, когда началась активная коллективизация в Хатангском районе, население вело, в основном, кочевой, естественный для него образ жизни. Разумеется, процесс образования колхозов проходил трудно. На территории фактории в 1937 году был создан колхоз, получивший имя Ворошилова. Хетчане помнят имя первого председателя – им был Чарду Петр Васильевич.
Если добираться в этот южный поселок из Хатанги, то, не доезжая километров десяти до Хеты, на правом берегу реки можно заметить два-три небольших домика (сейчас это охотничья и рыболовецкая точка) – Мутино. Это все, что осталось от бывшего колхоза имени Сталина, который в 1953 году из-за малочисленности соединили с колхозом имени Ворошилова и переименовали в колхоз «Заветы Ильича», в последующем (с 1980 года до перестроечных преобразований) это – совхоз «Хетский». А мутинские семьи переехали в Хету вместе со своими домами: их, сооруженных из крепкого дерева северной лиственницы, просто перенесли на новое место жительства.
В те годы на полуострове для коренных народностей были организованы так называемые культбазы, задачи которых определялись как ликвидация безграмотности, подготовка к переходу к оседлому образу жизни, приобщение к элементам культуры и быта, оздоровление кочевого населения. Активно работали активисты в «красных чумах», кочующие вместе с оленеводами. С 1937 года приезжали «красночумовцы» и в Хету: обучали грамоте детей и взрослых, рассказывали о жизни на «большой земле», о великой стране, гражданами которой являются и северяне – Советском Союзе, разъясняли сущность установившейся в стране власти.
Великая Отечественная война увела на поля сражения четырнадцать добровольцев из маленького поселка, которые стали в единый строй советских воинов-защитников Родины. Таймырцы сражались под Москвой, участвовали в обороне Сталинграда, в освобождении от фашистов Восточной Пруссии и Польши. Не все вернулись в родной поселок. А из возвратившихся никого уже нет в живых. Хетчане свято, искренне чтят память своих земляков, как фронтовиков, так и тружеников тыла.
И тыловикам тяжело дались военные годы! По их воспоминаниям, на плечи тружеников тыла легла колоссальная задача, а в наличии в войну в поселке были, в основном, плечи женские! Да еще подростки и старики. В военные годы была определена задача, вспоминают старожилы, увеличить добычу рыбы в 12-14 раз. Не хватало соли, сетей, бочек. Чтобы восполнить недостаток тары, приходилось из ивовых прутьев плести ловушки-мережи, а из жердей изготавливать ящики. Хетчане вспоминают односельчан, трудившихся на трудовом фронте, не покладая рук: Мария Бетту, Татьяна Бетту, Наум Чарду, Тимофей Аксенов, Николай Христофоров и многие другие.
Нужно сказать, что Хета – удивительно добрый поселок. Кажется, он весь, каждая улица, каждый дом, каждый его житель излучает спокойствие, доброжелательность, душевную теплоту. Хетчане (их на сегодняшний день около 380 человек) относятся друг к другу с большим уважением, участием, благодарностью - к тем, с кем живут рядом и к памяти тех, кто ушел. Имена особо уважаемых земляков, которые своей деятельностью приумножили славу Хеты, увековечены в названиях поселковых улиц. Улица Прокопия Катыгина своим название обязана первому в послевоенное время председателю колхоза, которого помнят как честного, справедливого руководителя и прекрасного человека. Центральной хетской улице дано имя Павла Чуприна, яркого мудрого руководителя, совхозного парторга, настоящего «трудоголика», патриота своего поселка. К слову сказать, спустя много лет, эстафету руководителя поселка достойно приняла его дочь Чуприна Августа Павловна, которая в настоящее время является начальником территориального отдела поселка Хета.
Хета – один из немногих поселков, который может похвастаться наличием общеобразовательной школы. Есть здесь и интернат, в котором в течение учебного года содержатся ребята из ближайших поселков – Новой и Катырыка. В школе и интернате работает профессиональный коллектив учителей, педагогов во главе с директором школы Чуприной Светланой Афанасьевной. В летнее время воспитанники интерната, желающие отдохнуть за пределами Таймыра, получают путевки в оздоровительные лагеря, Но в теплое время и дома раздолье и красота – сколько сказочных картин сулит полярный день экзотичная природа Заполярья!
В поселке есть также дошкольное образовательное учреждение, проще говоря, детский садик, и другие необходимые объекты инфраструктуры: дизельная электростанция, небольшой фельдшерско-акушерский пункт, Дом культуры, библиотека, отделение связи. Часть взрослого населения занята в этих учреждениях. Часть занимаются извечным промыслом в промыслово-рыболовецкой артели «Хета», а также работают у индивидуальных предпринимателей.
Как сказала Августа Павловна, хетские жители в своих проблемах не выпадают из общего списка семьи КМНС. Как и остальные поселки, Хета отапливается углем; пользуется речной водой, которую доставляют в бочках. Сообщение с Хатангой и другими поселками – по реке в навигационный период, по реке же, только автотранспортом в зимнее время и круглый год – транспортом воздушным.
Тихо и скромно живет Хета, С надеждой и верой в то, что существующие общие проблемы поселковых жителей, которые, хоть и не обозначены здесь, но всем известные, рано или поздно будут решены.
02.03.2010 Н.Ковальчук
.
Фото из архива поселка и автора
Около трехсот километров севернее административного центра и в сотне от ближайшего поселка Новорыбная, на правом берегу Хатанги, где река расширяется в Хатангский залив, расположен Сындасско. У жителей этого поселка в арсенале шуток есть и такая: «Поеду в отпуск на юг… в Новорыбную». В «визитку» Сындасско можно внести те сведения, что он расположен почти на берегу моря, во всяком случае, вода в заливе соленая, для питья не пригодная. Чтобы запастись живительной влагой, нужно добраться на озеро, раскинувшееся в нескольких километрах за поселком, наколоть кусков льда, а летом просто набрать воды. Как сказала начальник территориального поселкового отдела Анна Бетту, это забота ЖКХ – подвоз питьевой воды осуществляет трактор, новенький, недавно полученный взамен отслужившего.
В визитной карточке поселка уместна будет и Угольная гора –«урдук кая», как называют ее сельчане. На каком бы транспорте ни подъезжали к Сындасско -снегоходе, судне или вертолете, силуэт «урдук кая» является первым и верным признаком приближения к поселку. А сама Угольная гора издавна являлась источником топлива, тепла для кочующего населения. Когда именно начали добывать и использовать уголь, никто не помнит. Но в похозяйственных книгах Карго-Кюэльского Совета 1931 года, куда входил станок Сындасско, в графе «профессия» рядом с некоторыми фамилиями значится «углевоз». Возможность добычи местного угля, по словам сельчан, не уступающего по качеству котуйскому, и в наши дни имеет для сындасских жителей актуальное значение.
На основании собранных архивных данных установлен год снования Сындасско – 1931 и дата празднования Дня поселка – последняя декада апреля, совместно с Днем оленевода. Хотя старожилы и утверждают, что станок, а позже поселение, фактория Сындасско образовался гораздо раньше, но конкретные сведения об этом уже выветрились из памяти. Статус поселка он получил, когда люди начали переходить на оседлый образ жизни.
Жители Сындасско очень свой поселок любят. В настоящее время ими собраны сведения о его истории, ведется летопись, повествующая о трагических и счастливых страницах малой родины
Самые тяжелые моменты в истории Сындасско – это репрессии тридцатых годов и годы Великой Отечественной войны. В те годы, записано в «Летописи», люди жили веками сложившейся жизнью, занимались исконными традиционными занятиями. Женщины, выкуривая длинные трубки (нагса), выделывали оленьи шкуры, камус, шили меховую одежду, обувь, долбили накопленные за зиму оленьи кости, варили их, добывая костный жир, сушили и коптили разрезанное на полоски мясо - заготавливали юколу, а также барку из копченых брюшин и спинок рыб. Мужчины рыбачили, занимались охотой, пасли оленей, собирали плавник, рубили дрова, изготавливали и занимались ремонтом оленьих упряжек, саней, балков. Были в поселке и шаманы. Жили дружно, помогая друг другу, а также больным, сиротам, старикам. Так было заведено по заветам отцов и дедов. Постепенно люди привыкали к жизни в новых условиях советской власти. Только в душе старшего поколения оставалась вечная печаль: начавшиеся репрессии, раскулачивание стало большой трагедией маленького поселка. Почти всех глав зажиточных семей увезли «куда-то». Не все они позже были реабилитированы.
Великая Отечественная война стала непомерным испытанием, как для всей страны, так и жителей поселка. Голодно. Холодно, Старики вспоминают, что жили и работали тяжело. Старались для фронта, для Победы. Для своих нужд не разрешалось забить ни одного оленя. Многие сындассчане ушли на фронт. Далеко не все из них вернулись. «Летопись» поселка называет все поименно.
Земляки хранят в памяти и на страницах записанной истории и события. Шли годы, постепенно жизнь налаживалась. Люди, в основном, вели кочевой образ жизни, жили летом в чумах, зимой – в балках. В 40-х годах начали строить капитальные жилые дома на основе срубов, привезенных с мест работы экспедиций – с мыса Ильи и поселка Кожевниково.
Велась большая культурно-просветительская работа. Молодежь охотно училась в школах колхозного всеобуча по подготовке колхозных кадров. 1938 год значится в «Летописи», как год образования колхоза имени Калинина, гремевшего впоследствии своими достижениями на весь округ. Председатель Совета в 40-е годы Чуприн Влас Петрович и председатель, возглавляющий колхоз более 12 лет Киргизов Алексей Степанович – эти и многие имена руководителей, передовиков производства навечно запечатлены на бумаге и в памяти земляков. Как и сланные страницы истории совхозного движения – на базе колхоза был затем образован совхоз «Арктический». Период его деятельности – это годы максимального расцвета поселка.
Современный Сындасско в сфере инфраструктур ничем не отличается от своих собратьев – имеются и функционируют все необходимые предприятия и учреждения. Население, в основном, занимается традиционными видами деятельности.
Сындасско, как Попигай, и Новрыбная – поселок оленеводов. Кочевые семьи - выходцы именно из этих поселков. Эти люди, влюбленные в тундру, работающие без выходных и отпусков в нашем обычном понимании, не мыслят и не желают другой жизни. Они ценят больше всего свободу, прелесть простора и уединенности, притяжение родной земли. Есть несколько дат в году, когда тундровики торопятся домой, в поселок, прихватив с собой национальные праздничные атрибуты: День рыбака, День поселка и День оленевода.
Самый красочный и широкомасштабный национальный праздник – День оленевода, к которому готовятся тщательно, задолго и проводят в соответствии с установившимися традициями долганской культуры. В трех отдаленных, сравнительно изолированных поселках полней и ярче сохранились традиции, обычаи, национальный колорит быта долганского народа и, конечно, язык. Если, скажем, в Крестах, общаются, больше по-русски, то здесь говорят на долганском языке. Одна из целей проведения национальных праздников состоит в том, что дети активно участвуя в праздничных мероприятиях, не забывают свой язык, культуру, а, значит, будут сохранять и развивать ее.
Именно поселок Сындасско завоевал титул столицы проведения самого главного праздника северян. Здесь насчитывается чуть больше сорока домов. В праздничные дни весь поселок прихорашивается: места спортивных соревнований отмечаются разноцветными флажками и шарами, оленьи упряжки и праздничные чумы украшаются самыми искусными орнаментами, сельчане надевают свои самые нарядные национальные одежды, готовятся изысканные северные блюда. В праздниках участвуют не только жители поселка, а их более пятисот, но и многочисленные гости. Торжество проходит с неизменным успехом.
Сындасско славится искусными косторезами. И хотя их направление характеризуется как якутская школа, все же земляки считают, что в искусстве резьбы по кости существует особый художественный вкус, своя сындасская школа. Высокохудожественные работы сындасских мастеров из бивня мамонта неоднократно и с успехом экспонировались на окружных, краевых и международных выставках.
Активно в поселке работает и МПЦ. Совместно с администрацией поселка молодежь принимает участие в грантовых программах. В 2009 году в рамках реализация мини-проекта «Улицы нашей мечты» в Сындасско силами поселкового молодежного центра проведены работы по благоустройству улиц. В частности, благоустроена детская площадка, изготовлены клумбы, большая картина, которая размещена на внешней стене СДК.
В рамках краевой целевой программы «Коренные малочисленные народы Севера на 2009-2011 годы» также реализовано два проекта «Процветай наш поселок» и «Зов из прошлого». В результате освоения грантовых средств построено два балка, в которых разместился краеведческий мини-музей. Приобретены материалы для изготовления двух чумов и национальных изделий, продукты питания, спецодежда, спортивный инвентарь. В рамках проекта были проведены мероприятия по приобщению молодежи поселка к жизни оленеводов. Тундровики делились с младшим поколением производственным и этнокультурным опытом.
Приятно отметить, что начальник территориального отдела поселка Сындасско Бетту Анна Ильинична признана лучшим руководитель 2009 года в номинации «Сельский руководитель».
Н.Ковальчук
Фото Анны Бетту
Новорыбная - один из трех оленеводческих поселков северного Хатангского поселения, пожалуй, самый крупный из них по количеству жителей (627 человек). Проживают здесь, в основном, долганы, есть нганасаны, русские и немного представителей других народностей. Поселок похож на остальные и все же, в чем-то уникальный, имеющий свои особенности, присущие только ему. Природа здесь резко отличается от юга Хатангского поселения. Сколько глазу позволено видеть, открытый простор. Уроженцы северных поселков уверены, что в этом просторе ничто не мешает свежему полному дыханию, вольному продвижению по безоглядной тундре, и это – лучшее, что может быть на свете.
Специалист поселкового территориального отдела Елена Попова с гордостью рассказывает об отзывчивости своих земляков. И о том, что молодежная организация поселка – одна из самых спортивных в поселении. С ребятами активно занимается учитель физкультуры, профессиональный спортсмен, добившийся высоких результатов в северном многоборье, Константин Фомин. Новорыбинские спортсмены неоднократно были участниками районных, зональных соревнований и сборов. А любовь новорыбинцев к футболу известна во всем поселении. Молодые люди подготовили своими руками площадку под футбольное поле и играют на открытом воздухе, практически, круглый год.
Еще поселок славится увлеченностью женщин комнатными растениями, которые они разводят в больших количествах и в каждом доме. Главная любительница и знаток зеленого комнатного мира заведующая библиотекой Прасковья Чарду. Новорыбинцы очень любят свой родной поселок, хранят и почитают его историю. Рассказы и воспоминания своих земляков Прасковья Ивановна собрала воедино на страницах «Летописи поселка», которая систематически пополняется новыми сведениями – как о минувшем времени, так и о дне сегодняшнем.
Поселок расположен на высоком правом берегу Хатанги в 180 километрах от административного центра вниз по течению реки. Из страниц «Летописи» можно узнать, что левый берег славился местами богатого весеннего лова рыбы. Проживающее здесь население испокон веков занималось традиционными видами деятельности - люди ловили рыбу, охотились, пасли оленей. Словом, жили в согласии с природой и с собой, не забывая замечательную долганскую традицию – соблюдать обычаи и традиции предков. Позже, с приобщением долган к православной вере, стали отмечаться и основные православные праздники. Из поколения в поколение передавались сведения о национальных традициях, как и достояние фольклора - народные сказки, легенды, сказания, поговорки, приметы. С возникновением долганской письменности, одной из родоначальниц которой стала знаменитая долганская поэтесса Аксенова Евдокия Егоровна, достояние народного эпоса записывается и издается.
В низовьях реки люди кочевали, обосновывали стойбища. 23 января 1931 года был образован Блудновский кочевой Совет, название его происходит от имени реки Блудной, притока Хатанги. Эта дата и считается датой рождения поселка Новорыбная. Первым председателем Блудновского кочевого Совета стал Антонов Михей Сатипатрович, в то время помощник шкипера, работал на катерах, курсирующих между Косистым и Хатангой, проводил суда по фарватеру. Как утверждает «Летопись», именно Михеем Антоновым было определено место нынешнего расположения поселка Новорыбная.
Среди новорыбинских оленеводов много кочевых семей, в том числе и молодых. Круглый год они находятся в тундре, передвигаясь с жилищем-балком и всем скарбом вслед за своими питомцами. Наведываются в поселок по необходимости: за продуктами, медицинской помощью или просто проведать родных. И, конечно, по возможности стараются все попасть на самый главный, самый красочный праздник - День оленевода. В поселке, как информировали в отделе по развитию поселков администрации поселения, организованы и уже в течение семи лет работают два сельскохозяйственных предприятия: промыслово-рыболовецкая артель «Новорыбная» и артель «Наско».
Кроме сельхозпредприятий, в поселке есть все необходимые для жизнеобеспечения предприятия и организации - образования, здравоохранения, культуры, торговли, связи. В Новорыбной имеется средняя общеобразовательная школа, одна на весь северный куст. Детский сад, который обеспечивает местами, практически, всех желающих. Сельский Дом культуры с активно работающей библиотекой. Именно царство книг новорыбинцы облюбовали для общения. Здесь круглый год проводятся интересные познавательные мероприятия, тематические вечера, различные интеллектуальные конкурсы.
Имеется в поселке и фельдшерско-акушерский пункт, с койками для стационарных больных. Есть и обязательная составляющая инфраструктуры дизельная электростанция, обеспечивающая поселок электроэнергией, почта.
Говорят, Новорыбная – поселок долгожителей. Самая возрастная из них, самая добрая и удивительная Антонова Анна Петровна. В начале прошлого века в северных краях не велись скрупулезные записи о датах рождения, поэтому возраст неутомимой труженицы хоть и значится около ста лет, сельчане утверждают, что в действительности, ей уже больше века. Они гордятся своей знаменитой землячкой. Анна Петровна является не только свидетельницей событий века, но сохранила в себе истинную душу народа, его духовные ценности.
Новорыбная - родина многих творческих личностей, долган, обладающих даром искусной резьбы по кости, художественной вышивки, изготовления национальной одежды, литературным талантом. Сельчане особенно гордятся тем фактом, что здесь несколько лет жила и работала известная поэтесса Огдо Аксенова, о чем свидетельствует мемориальная доска на стене сельского дома культуры. Евдокия Егоровна не просто жила в поселке, она вела активную, многоцелевую литературную деятельность. Много времени проводила в тундре, общалась с земляками, собрала и оставила бесценное творческое наследие, которое обогатило не только культуру маленького долганского народа, но и является самоцветом в сокровищнице мировой культуры.
24.06.2010г. Н.Ковальчук
Фото Максима Антонова
Крестовский берег, чаек суета,
Качают волны лодку у причала.
Здесь с Котуем сливается Хета,
Дав Хатанге великое начало…
Кресты. Когда такое название поселка слышишь впервые, чувствуешь себя немного не по себе. Уж с очень мрачным понятием оно ассоциируется. Но когда сталкиваешься с ним каждый день, и тем более, если твой родной дом – Кресты, то тебе слышится в нем даже музыка. Поселок ведет свое летоисчисление с апреля 1924 года, когда по решению Комитета Севера открылась фактория госторга на станке Кресты. Но легенда, передающаяся из уст в уста, от поколения к поколению указывает на более почтенный возраст селения. Рассказывают, что еще в восемнадцатом веке у креста «на устье Хеты» возникло промысловое зимовье Крестовское, которое и стало далеким предшественником современных Крестов.
Этот скромный поселок расположен ближе других, всего в двадцати километрах от села Хатанга вверх по течению одноименной реки. Более романтичное место расположения поселка трудно найти. Представьте себе точку на глобусе или условную на земной поверхности, где соединяются две большие северные реки - строптивый, мчащийся с Путоранских горных источников Котуй и тихоходная покладистая Хета. Реки не впадают одна в другую, они просто соединяют свои воды. Точка их слияния дает рождение, начало мощной полноводной реке Восточного Таймыра – Хатанге. На самом деле, это вовсе не точка, а очень обширная впечатляющая акватория. По одной из версий своеобразному «кресту», образованному тройственным союзом рек, поселок обязан своим названием. Соединяясь, реки теряют по одному берегу, а два других далеко-далеко отступают друг от друга. Так что Хатанга у своего истока – не тощенький ручеек, а полноценная уже сформированная, состоявшаяся река.
Стройные улочки с маленькими домиками, выстроившимися в ряд на высоком крутом берегу, видны издалека и рыбакам, снующим в лодках по рекам, и водителям, пробирающимся по зимнику, и тем более летчикам, направляющим свое воздушное судно на хатангский аэродром. Поселок служит ориентиром для крупных речных судов, выполняя почетную роль маяка.
Весь патриотизм и любовь к своему поселку крестовчане воплотили в альбом, подготовленный к 85-летнему юбилею Крестов. Летопись рассказывает не только о событиях, но адресует будущим поколениям имена уважаемых крестовчан. Это подтверждает само название альбома - «Нет истории без имен». Развитие поселка в советские и постсоветские годы происходило по схеме, общей для многих населенных пунктов. Коллективизация, борьба за становление советской власти, первый колхоз, борьба за всеобщую ликвидацию безграмотности, военные годы, колхоз имени Сталина, переименованный со временем в колхоз «Победа», совхоз «Советский Таймыр», послеперестроечные годы – это все те же Кресты.
Коллективизация проходила трудно, с кровопролитием. В 1932 году был зверски убит заведующий факторией госторга коммунист М.П. Рогоза. Запечатлено в альбоме и имя председателя первого колхоза, датированного 1938 годом – Михайлова Михаила Ануфриевича, его последователя с 1940 года Ямкина Константина Михайловича.
Военные годы жители Крестов переживали тяжело, вместе с Таймыром, со всей страной. Строгая дисциплина, повышенные обязательства по промысловым показателям, работа в две смены, недостаток питания – вся жизнь подчинялась самому насущному и актуальному в то время лозунгу: «Все для фронта, все – для Победы!».
Провожали крестовчане земляка на фронт и дождались его. Это охотник-снайпер Чуприн Константин Иванович. О нем говорят, что природа наделила его зорким глазом и острым чутьем охотника, а северные ветры и морозы закалили. На фронте таймырцу пригодились все его врожденные и приобретенные качества, помогли выполнять самые ответственные задания. Награды зря не даются. А одна из них – орден Красной звезды, нашла владельца только в 1970 году.
Как отмечают сельчане, поселок начал бурно развиваться в послевоенные годы, имея статус колхоза имени Сталина. Хозяйственная деятельность в колхозе была многоотраслевой: оленеводство, рыболовство, пушной промысел, животноводство, клеточное звероводство. При этом поголовье оленей составляло 12 тысяч голов, рыбодобыча 1200 центнеров в год.
Колхоз «Победа», в который он был со временем переименован, уже в пятидесятые годы прошлого столетия по сумме доходов получил звание миллионера. В 1969 году в колхозе имелось двадцать производственных бригад: оленеводческих, рыболовецких, охотничьих и хозяйственных, а также одна звероферма, насчитывающая 120 зверьков голубого песца. Была в наличии и ферма – коровник, что не типично для Севера. Несмотря на суровый климат Арктики, буренки в количестве пятнадцати голов отлично себя чувствовали. Надо полагать из-за теплого отношения скотоводов, внимательного ухода и тщательно заготавливаемого корма. Во всяком случае, молока детям хватало с лихвой, перепадало и взрослым. Особыми производственными показателями отличался и созданный на базе колхоза «Победа» совхоз «Советский Таймыр».
Самым главным достоянием поселка всегда остаются люди. Последовательно за прошлые годы восстановлены имена руководителей поселка, имена лучших охотников, рыбаков, оленеводов, лучших тружеников, сподвижников в области образования, культуры медицинского обслуживания, работников других сфер. Каждый сельчанин может полистать памятный альбом, на страницах которого нашли приют имена всех земляков за все годы, кого хотят помнить и вспоминать.
Особое место в благодарной памяти сельчан занимает Фалькова Христина Николаевна, ныне здравствующая и проживающая в Хатанге. Она начинала трудовую биографию в качестве культработника красного чума. В своей трудовой деятельности выросла до руководителя совхоза «Советский Таймыр», который возглавляла бессменно и успешно много лет. Имеет много наград и поощрений, в том числе звание «Почетный гражданин Таймыра». При этом воспитала восьмерых детей.
Сегодня Кресты насчитывают всего пятьдесят семь домов, жилых и служебных. А население его сравнимо с количеством жителей городской девятиэтажки – составляет всего триста тридцать человек. Как и во всех северных поселках, люди здесь живут одной семьей, каждый проникается горестями и радостями соседа. И каждый, если потребуется, готов придти на помощь земляку.
Естественно, как и во всей стране, за последние два десятилетия жизнь изменилась. От былой славы совхоза-миллионера не осталось и следа. Многоотраслевое хозяйство, высокие производственные показатели – это история, которой можно гордиться. Уже много лет люди учатся жить в новых условиях рыночных отношений. С трудоустройством проблема – она общеизвестна. Те, кто имеют постоянную работу, трудятся в бюджетной сфере, в МУП «ЖКХ». Часть населения ведут кочевой образ жизни. Кочевые занимаются традиционными видами промыслов - охотятся, рыбачат. Но трудности с рынком сбыта остаются на повестке дня.
Сельчане с удовольствием вспоминают события двухлетней давности, когда, буквально полпоселка трудились дружным единым коллективом. Тогда активно проявил себя общественный молодежный центр «Эребиль» («Надежда»): ребята стали участниками краевой программы «Социальное партнерство во имя развития». Согласно проекту основной объем работ касался ремонта жилых зданий. Как отметила начальник территориального отдела Маргарита Батагай, инициативу подхватило все незанятое население, трудились с большим энтузиазмом. Все – и кто трудился, и для кого трудились – получили истинное удовольствие от участия в проекте.
Особенно радовались пенсионеры, одинокие, социально уязвимые жители поселка. Было отремонтировано, прежде всего, их жилье. Кроме того, они получили помощь в просеивании угля (это очень важно, поскольку поселок отапливается таким топливом, а просеять его - не такой уж легкий труд). Ребята подвозили и питьевую воду пожилым пенсионерам. Особенности обеспечения водой - тоже один из штрихов сельской жизни – в поселках нет водопровода, для пользования развозят речную воду по домам.
Проживают сельчане в старом жилом фонде, построенном еще в годы советской власти. И надеются, что краевая программа, предусматривающая строительство жилья в сельской местности, станет реальностью, и в ближайшие годы поселок обновится буквально. При этом нужно отметить, что недостатка в самом жилье, в жилой площади жители Крестов не испытывают – хватает всем. Это один из немногих поселков, где не стоит на повестке дня квартирный вопрос.
Все северные поселки похожи друг на друга. И все же они разные.
Близость Крестов к Хатанге, административному центру, безусловно, сказывается. Не все дети знают родной долганский язык, сетует начальник территориального отдела поселка Маргарита Батагай, поскольку общается подрастающее поколение, в основном, на русском. Взрослые стараются изменить положение: живут и долганский язык, и народные песни.
Традиционные излюбленные занятия долган – пошив национальной одежды, обуви, художественная вышивка бисером, изготовление изделий из меха по-прежнему очень популярны среди крестовских женщин, хотя и не в таких масштабах, как в былые годы. Тем не менее, национальные традиции не потеряли своего значения, органично вплетаясь в узоры современности. Остались еще мастерицы, впечатляющие своим самобытным искусством. Особым авторитетом и почетом земляков пользуются ветераны художественного труда Федосеева Евдокия Егоровна и Молчанова Евдокия Иннокентьевна. Но в своем мастерстве и фантазиях им не уступают и вышивальщицы с меньшим стажем – Августа Кожевникова, Мария Батагай, Наталья Михайлова, Тамара Чарду и другие.
Маргарита Алексеевна уверена, что молодежи нужно прививать любовь к родному языку, культуре, учить всем премудростям выживания в тундре. Молодые люди еще могут научиться у опытных людей, причем, непосредственно в природных условиях. Как признается руководитель поселка, ее мечта – закупить стадо в несколько сот голов оленей и реально заинтересовать молодежь, обучая оленеводческому делу с приобретением молодыми людьми опыта в исконно национальной деятельности.
17.02.2010 г. Н.Ковальчук
Фото автора и из архива поселка. На фото «1963»: рыбаки колхоза «Победа» Петр Гидатов и Николай Поротов
«1985»: Победители соцсоревнования у переходного красного знамени в Дудинке. Третий слева в верхнем ряду оленевод из Крестов Иван Федосеев.
Хатанга
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ АРКТИЧЕСКИЙ ФОРПОСТ РОССИИ
В Хатанге можно ощутить ослепительную красоту снежного края и простоту нрава жителей наших мест, побывать на Северном полюсе и познакомиться с культурой малых народов Севера!
Ха́танга — село в Таймырском Долгано-Ненецком районе Красноярского края, один из самых северных населённых пунктов России, порт. Село расположено на реке Хатанге. Центр Хатангского сельского поселения.Интерес к территориям, прилегающим к Хатангскому бассейну возникает в начале XVII века. В самом начале века был основан Мангазейский острог на реке Таз, откуда началось продвижение русских землепроходцев дальше на Крайний Север. В 1605 году в записях английских купцов впервые встречается упоминание реки «Катанги». В 1610 году состоялась первая крупная поездка торговых и промышленных людей на Таймыр по морю.