Жданиха
Если сесть в Хатанге на пароход и взять курс на северо-восток, вниз по течению реки, то через тридцать километров пути из-за мыса вынырнет Жданиха, с огромной дверью ледника на переднем плане. На высоком правом берегу реки облюбовал когда-то кочевой люд место для стойбища – сюда возвращались с севера перед зимними холодами – зимовать в более южном районе.
Жители поселка Жданиха не могут назвать точную дату возникновения своего поселка. Но в одном из выпусков рубрики «Краевед» газеты «Красноярский рабочий» есть сообщение автора В.Васильева, которое изначально было опубликовано сто лет назад, а именно 12 января 1908 года в Санкт-Петербургском издании «Сибирские Вопросы». Исследователь, воссоздававший историю продвижения русских на Север, в своей статье упоминает о селении с названием Жданиха как о поселке, в котором «когда-то зарождалась жизнь с более высокой культурой, чем окружающая ее …, но сейчас царит полное запустение. И только по зимам в Жданихе живет всего одна семья». Таким образом, можно предположить, что этот поселок родился гораздо раньше 1908 года.
Прошли века, стойбище превратилось в поселок. Амфитеатром открывается к реке, с расположенными на террасах склонов одноэтажными домиками. Аккуратный, на фоне невысокого заполярного леса, поселочек выглядит очень уютным. Многие ситуации, кажущиеся в большом селении обычными, здесь приобретают значение яркого запоминающегося явления. Например, прибытие теплохода или прилет вертолета, да что там говорить – появление нового человека в поселке – событие.
В архивной справке значится дата образования поселка – 15 апреля 1942 года, со времени, когда было принято правительственное постановление о всемерном развитии рыбной промышленности в бассейнах рек Сибири и Дальнего Востока. От этой даты Жданиха и ведет свое официальное летоисчисление. В действительности, как уже сказано выше, летопись этого славного поселка начинается задолго до означенной даты. Правда, до нее сельчане жили чуть подальше от места расположения современного поселка в стойбище, которое называлось Ново-Летовье. Здесь проживало местное население и переселенцы – репрессированные, люди которые вошли в историю поселка, стали ее неотьемлемой частью. В сороковые годы прошлого века на базе Ново-Летовья был организован колхоз имени Молотова, в состав которого помимо коренного населении входили и переселенцы. В 1942 году селение было перенесено на место современной Жданихи. Колхозники занимались домашним оленеводством, рыболовством, охотой. Были организованы бригады из местного населения и бригады из числа переселенцев, где бригадиром была удивительная женщина, которую старожилы помнят до сих пор – Диль Юлия Андреевна. Позже она работала в Хатанге заведующей коптильного цеха рыбозавода.
По свидетельству старожилов, все жили и работали очень дружно. Первым и очень толковым, успешным председателем колхоза «Заря» (так переименовали колхоз им.Молотова) стал немец Вервейн Карл. В эти годы коренное население больше занималось традиционными видами деятельности, а переселенцы – в основном, заготовкой грибов, ягод. На склоне холма разбили огород, выращивали овощи. Коренные северяне впервые увидели, как растет картошка, морковка, лук.
В 1959 году колхоз «Заря» получил имя Ленина. Его председателем стал уроженец поселка Портнягин Трифон Ильич, депутат Верховного Совета РСФСР. Со временем в поселке появились почта, магазин, пекарня, звероферма, где разводили красавиц черно-бурых лисиц, затем песцов.
В семидесятые годы развитие народного хозяйства идет полным ходом, колхоз имени Ленина- в числе передовых. Работает несколько оленеводческих бригад, охотбригад, занимающихся заготовкой пушнины; производился забой домашних оленей – на этих работах было занято почти все трудоспособное население.
В 1975 году на базе колхоза образован совхоз «Центральный», продолжается расцвет совхозного хозяйства и поселка. Первый председатель Афанасий Спиридонов. Затем Мария Николаевна Дацюк, Анна Ивановна Лаврещук, которые внесли большой вклад в развитие совхоза. В 80-е годы на должность назначается Богомольный Анатолий Львович. На эти годы приходится апогей расцвета поселка. Широко развернулось строительство объектов соцкультбыта, жилых домов. Введена в строй пошивочная мастерская, начальная школа, кирпичное здание электростанции, СДК на 100 мест, детский сад, здание администрации. Завершено строительство бани.
Не так давно, четверть века назад, рассказывает начальник территориального отдела поселка Надежда Чуприна, поселок славился как успешный звероводческий совхоз: здесь выращивали самых пушистых, самых красивых на Таймыре, редких в звероводстве вуалевых голубых песцов. Хозяйство в постсоветские годы развалилось, материально-техническая база разрушена, но опытные звероводы в поселке еще остались. Надежда Константиновна надеется, что с помощью целевых программ можно возродить песцовое хозяйство и былую славу своих земляков.
Анатолий Львович и сегодня трудится в Жданихе. Он - руководитель производственно-рыболовной артели, где работают сельчане. Люди ловят рыбу – это надежный кусок хлеба. Но до сих пор остается общая для всех северян проблема надежного рынка сбыта и твердых цен за рыбную продукцию. Поэтому рыбаки возлагают большие надежды на минизавод первичной переработки мяса и рыбы, строительство которого в Хатанге поддержали и краевые власти.
Населения в поселке всего двести пятьдесят человек, в основном, долганы, но есть несколько человек нганасан и русских. По данным начальника поселкового территориального отдела в Жданихе насчитывается 131 человек трудоспособного населения. 22 из них трудятся в двух сельскохозяйственных предприятиях – ПРА «Центральный» и община «Барак». Часть жителей Жданихи – работники бюджетной сферы. Имеется здесь детский сад, расположенный в одном здании с начальной школой. Сельский клуб, библиотека, почта, магазин, ФАП (фельдшерско-акушерский пункт), дизельная электростанция – вот основные мини-инфраструктуры, обеспечивающие занятость. С работой, как и в любом другом поселке, пока проблематично, безработные есть, но изменить свой статус они вряд ли смогут в обозримом будущем. 23 человека имеют статус кочующих.
В поселке работают общественные организации: женсовет, первичная организация КМНС, общественная административная комиссия, молодежный поселковый центр «Единство».
Интересная историческая деталь – один из элементов «визитки» этого поселка. Жданиха стоит на высоком берегу в лесу, «лицом» обращена к реке, и домишки разбежались на разные уровни, в зависимости от высоты склона, на котором нашли приют. Глубоким с крутыми боками оврагом отделяется жилая часть от кладбища. Но кладбище есть и посреди Жданихи. Здесь не хоронят уже лет шестьдесят-семьдесят. Молчаливая память о захороненных - одна из достопримечательностей поселка, отражающая исторические процессы, происходившие в стране, докатившиеся таким эхом в этот глухой северный уголок. Кладбище называют немецким, поскольку здесь похоронены репрессированные немцы. Но память старожилов предает из уст в уста рассказы о том, что лежат здесь и латыши, и литовцы и люди других национальностей – жертвы суровой довоенной сталинской эпохи. Сюда они были сосланы, здесь жили, здесь умирали. И оставили большой, хороший след в душе и памяти коренных северян.
Нет здесь ни надгробных памятников, ни надписей. Кто, где похоронен, никто не знает и не узнает, видимо, никогда. Но, отдавая дань уважения и сострадания некогда живущим здесь поселенцам, жданиховцы огородили кладбище забором, покрасили. Чтобы никто, даже собаки не забегали сюда, не гадили, не тревожили. Деревянные покосившиеся кресты теряются в гуще разросшегося кустарника и сливаются с природой. Вот такой островок покоя, который долгане, по не писаному закону, почитают, как святыню. Тишина, чистота, умиротворенность.
23.06.2010г. Н.Ковальчук