Мы приближали день Победы как могли
Важнейшую экономическую миссию в помощи фронту в военные годы выполняло образованное в 1939 году Хатангское речное агентство. Речники после перевалки товаров с морских судов в бухте Нордвик доставляли их грузополучателям на реки Хатангского бассейна. А готовую рыбную продукцию вывозили к Нордвику, перегружали на морские суда, которые доставляли ее к местам назначения. Из Нордвика привозили соль и бочки для упаковки рыбы. В пароходных топках речники использовали котуйский уголь, который сами же и добывали открытым способом. Шахту «Котуй» открыли только в 1944 году, где стали добывать уголь для нужд всего района.
Шахта "Котуй", поселок Каяк. 1953 год.
По заданию Главсевморпути отряд гидрографов проводил исследовательские работы на реках Таймыра с целью выявления сквозного пути с Енисея на Хатангу. Выполняли работу по исследованию фарватеров рек, в том числе Хатанги, Попигая, Хеты, маркируя бакенами. Таким образом, обеспечивали безопасность плавания судов с рыбой и другими грузами. Работники речного порта стали инициаторами движения по сбору средств в фонд обороны: на постройку танка «Водник Хатанги».
Хатангчане дружно собирали средства, отдавая ценности и личные сбережения, отправляли посылки фронтовикам с теплой одеждой и подарками. Нордвикские жители за месяц собрали средства на постройку боевого самолета «Полярник Нордвика». В течение всех военных лет не прекращалась учеба в школе. Хотя было холодно, голодно и, казалось бы, было совсем не до учебы. Из воспоминаний Христины Николаевны Фальковой, бывшего директора совхоза «Советский Таймыр», ветерана труда, Почетного гражданина Хатанги, Почетного гражданина Таймыра. Школьные годы маленькой Христины пришлись на военное и послевоенное время здесь, в Хатанге. Маленькая деревянная школа. В каждом классе – печка, выложенная из местного кирпича. Она отапливалась котуйским углем или дровами, «которые заготавливали своими руками из плавника, сами же и печки топили».
Супруги Констанитн Уксусников и Христина Фалькова .
Фото С. Леонтьевой
Электричества, конечно, не было. «На уроках использовали свет, падающий из открытой печной дверцы». (!!!) Учитель или один из учеников, как рассказывала Христина Николаевна, сидя у этого огня, читал по теме урока. Остальные слушали. С бумагой было очень трудно в стране и, разумеется, в Хатанге. Тетрадей не было, вместо них использовали самодельные сшитки коричневого цвета, изготовленные из бумажных почтовых мешков. Писали и между строк на страницах газет, если таковые попадались. С чернилами тоже было проблематично.
Фотография детей была сделана в городе Сталинград весной 1943 года.
-Но было огромное желание учиться. И жили мы очень интересно, дружно, - вспоминала женщина. – Ослабленные от недоедания физически, мы даже по дороге в школу поддерживали друг друга. С десяти-двенадцати лет все работали, помогали взрослым разгружать рыбу с пароходов, носили с берега в поселок лед и снег, чтобы растопить и получить воду. Дети старались внести свою посильную лепту в приближение Победы: плели корзины для рыбы, отправляемой на фронт, вязали носки, варежки и другие теплые вещи для бойцов, собирали посылки, писали письма. Несмотря на занятость, учились с желанием и после войны многие смогли продолжить учебу в вузах, вернулись на Таймыр специалистами. Победный год мало-помалу приближался. 1944-й ознаменовался строительством очень важного объекта для хатангской авиации – сухопутного зимнего аэродрома, который построили своими силами.Деятельная жизнь аэропорта в военные годы отражала настроение и душевный подъем, царившие в поселке в конце Великой Отечественной войны. Победа виделась уже не за горами.