Котуй
В Хатанге длительное время жил и работал влюбленный в Арктику человек, замечательный исследователь хатангской истории Владилен Троицкий. Ему, автору известной книги «Хатанга», хатангчане безмерно благодарны за возможность обращаться к этому изданию еще и еще, черпая, как из криницы бесценные исторические крупицы событий, имен, дат. Владилен Александрович рассказывает о предпосылках, которые привели и к возникновению поселка Каяк. В 1935 году сплавщики доставляли лес в Хатангу с верховьев Котуя. Они привезли образцы высококачественного угля, который отправили на исследование в Москву.
Нужно отметить, что Каяк, а чаще этот поселок все же называют Котуй по названию одноименной реки, а затем и шахты, стоит особняком в списке поселков Хатангского поселения и является самым молодым. Это шахтерское селение. Можно сказать, что история Каяка – это история угольной шахты «Котуй». Шахта, при которой и вырос поселок, полноценно функционирует с 1947 года. Но что было в предшествующие годы? Об этом чуть ниже.
Рассказывая об этом уникальном поселке, нельзя проигнорировать особенности его географии. Он расположен южнее Хатанги, в 90 километрах вверх по течению уже упомянутого Котуя. Исток красивой, строптивой горной реки прячется далеко в предгорьях Путоранского плато. Река протекает по удивительной красоты каньонам, преодолевает множественные пороги, собирает воды с многочисленных притоков. У подножия Каяка, расположенного на крутом правом берегу – это уже мощная полноводная река. Напористый Котуй, прежде, чем соединить свои воды с тихими водами равнинной Хеты, проходит еще через один красивейший каньон, образованный скальными стенами его обоих крутых берегов. Этот участок реки, длиной в несколько километров, в народе известен под названием Котуйской трубы и пользуется большой популярностью среди любителей природы.
Сам поселок, этот уголок «таймырской Швейцарии» снискал славу северной Ривьеры - до того он живописен, загадочен и притягателен, как в зимнее, так и в летнее время. При шахте люди сумели создать для себя достойные условия для работы и быта, построив прекрасный шахтерский поселок. Кроме жилого фонда, здесь и сейчас есть все необходимое – котельная, школа с замечательным спортзалом, библиотека, здравпункт, узел связи, столовая, дом культуры, магазин, баня. Романтичный облик поселка дополняют высокие деревянные мостики переходов и оригинальный памятник – маленький паровозик, точнее, локомобиль, в свое время отдавший все свои силы на выполнение производственных заданий по выработке электрической энергии, а сейчас – одна из основных достопримечательностей поселка.
Сегодня, с прекращением жизнедеятельности шахты, уходят в подшивки архивов и данные об истории возникновения и становления шахты и поселка. Остается еще реальная возможность общения с горсточкой старожилов, которые делятся воспоминаниями. Они-то и рассказали предысторию шахты. Пласт угля, выходивший на поверхность, использовался местными жителями с незапамятных времен. На месте современного поселка было небольшое зимовье. В конце тридцатых, начале сороковых годов котуйский уголь широко использовался для кораблей. Его рубили вручную. Особенно выручало наличие месторождения в военные годы: твердое топливо возили в Хатангский залив, обеспечивали корабли, заходящие и работающие в бухте Нордвик.
Тогда же в военное время на повестку дня встал вопрос о промышленной разработке угля. Поскольку трудовых резервов не хватало, сюда привезли баржу с репрессированными. Они и строили шахту. Многие уже после реабилитации остались в Каяке на постоянное место жительства. Старожилы вспоминают рассказы о том, как создавались семьи в поселке. Это удивительное неординарное решение было продиктовано реально сложившимися условиями и потребностями, требующими разрешения. Строящийся поселок возводился руками мужчин. Женщин здесь практически не было – если и были немногие, то замужние.
Поскольку мужскому населению было предписано провести здесь не один год, дали возможность обзавестись семьями. Для этого опять же на барже привезли женщин, тоже из заключенных, говорят точно в соответствии с количеством мужчин. Дорогих гостей встретила шеренга холостяков. Каждому досталась долгожданная суженая из шеренги женской. Самое удивительное в этой истории, как рассказывают старожилы, что созданные, буквально, по приказу семьи оказались крепкими, не было ни разводов, ни передряг.
Когда мы слышим о шахте, в нашем представлении возникают островерхие терриконы. Ничего такого на котуйской шахте нет. Здесь – штольни. Особенность шахты в том, что она – практически горизонтальна, а угольный коридор ведет вглубь пласта параллельно земной поверхности. Добываемый уголь, кстати, высококалорийный, складировался тут же на берегу реки. В пятидесятые годы шахта «Котуй» начала поставлять твердое топливо на удовлетворение энергетических потребностей Хатангского района. Котуйским углем пользовалась и Волочанка, это Дудинский район, но поселок расположен на реке Хета, и удобнее и рациональней всего обеспечивать его топливом котуйской шахты.
В Хатангском районе действовала целесообразная транспортная схема обеспечения поселком углем, выработанная и выверенная годами. Весной только-только пройдет ледоход, а Котуй и Хатанга освободятся ото льда, пароходы Хатангского морпорта уже тут как тут – у причала Каяка. Необходимо было срочно развести уголь в поселки южного куста, чтобы успеть по большой воде. Первым делом - караван на Волочанку, затем Катырык, Хета, Новая, расположенные на берегу Хеты. Чем больше вывезут водой, тем меньше останется на зиму, когда недостающий уголь приходилось доставлять из Каяка на крупногабаритный автомашинах по зимнику. Тем временем освободится ото льда путь и в поселки северного куста – Жданиху, и самые отдаленные: Новорыбную, Сындасско, Попигай.
Говоря о шахте «Котуй» невозможно обойти вниманием человека, которого помнят и почитают не только в Каяке, но во всем Хатангском поселении и на Таймыре. Человека, смыслом всей жизни которого была шахта «Котуй». Более сорока лет, с 1967 года вплоть до своего ухода из жизни отдал любимому своему детищу Шевцов Николай Павлович, горный инженер, а с1975 года – бессменный ее руководитель, генеральный директор ОАО «Шахта «Котуй». Способности человека, его талант, характер проявляются в экстремальных ситуациях, требующих максимальной отдачи и предельного напряжения сил. Николаю Павловичу пришлось работать в тяжелое время – в эпоху перемен. Несмотря на огромные экономические трудности, Шевцову удалось удерживать шахту «на плаву».
Как рассказывал Фокин Николай Андреевич, отработавший руководителем Хатангского района не один год, шахта имела для района огромное жизнеобеспечивающее значение. Здесь много плюсов, в частности, шахта рядом с потребителем, качественный уголь, обеспеченность рабочими местами. В течение не одного десятка лет шахта «Котуй» полностью обеспечивала потребности района в топливе в объеме 50-60 тысяч тонн, а в «урожайные» годы добывали до 70 тысяч тонн. Буквально в последние годы истощенная шахта сдала свои позиции, и недостающий уголь для обеспечения поселениязавозился с Кайеркана и Якутии.
В настоящее время над судьбой поселка Каяк висит огромный вопрос. Списочный состав населения составляет 154 человека. Шахта «Котуй» себя исчерпала. В течение многих лет руководителями Хатангского района, а затем поселения и руководством шахты доказывается обоснование целесообразности открытия шахты «Котуй-Новая». В пользу открытия шахты проведена огромная результативная работа, но точки над и ставить рано. Вырастет ли новая шахта? Возродится ли на хатангской земле профессия шахтера, одна из самых трудных и мужественных на земле? Сбудется ли шахтерская мечта о добыче топлива в новом забое? Будет ли стоять у причала очередь кораблей, ждущих загрузки черным котуйским золотом? Возродится ли производство, обеспечивающее нас, жителей сурового северного края тем, что больше всего ценится в Арктике – теплом? Будет ли возрождаться и крепнуть некогда цветущий поселок? На все эти и другие вопросы котуйцы и все поселение ждут ответа, надеясь, буквально на чудо.
14.06.2010г. Н.Ковальчук