Катырык
Где чаечный крик, где чаечный крик,
Ты ждешь меня долго, родной Катырык,
У самой воды, у самой воды
Стоишь под лучами полярной звезды.
Ольга Вербицкая
Поселок Катырык расположен в двухстах километрах юго-западнее Хатанги – это заключительный населенный пункт южного куста поселения в череде поселков, расположенных на реке Хета. Лес, окружающий поселок, здесь особенно богат. Как видно, этому способствует не то, что каждый градус – каждая минута географической северной широты, которая в Катырыке южнее, чем у всех его собратьев. Здесь и лиственницы выше, зеленее и пышнее, и кустарник гуще, и брусника крупнее. Северяне (в данном случае жители Сындасско, Новорыбной), по воле случая попадающие в этот южный поселок, чувствуют себя на берегах Хеты дискомфортно: «Из-за вашего леса здесь дышать нечем! Воздуха не хватает». Так воспринимают лесную благодать северяне, которые родились и выросли на бескрайних тундровых просторах, где в безлесном пространстве глазу не за что зацепиться. Где необозримая, граничащая с морем даль плавно переходит в горизонт. Вот и кажется, что только там они могут дышать полной свободной грудью.
Но катырыкские жители издавна использовали дары леса, как в обиходе, так и в художественных промыслах. Именно природа, лес всегда являются вдохновляющим началом для художников и резчиков по дереву. Кроме трав, грибов, ягод и дичи, лесной массив давал им и топливо. Сухостой собирали и заготавливали летом. А весной, после паводка, всем поселком дружно брались за заготовку плавника, который вошедшая в берега река, щедро оставляла после ледохода. До начала добычи угля на шахте «Котуй» дрова были единственным источником топлива. Местный лес также надежный строительный материал. Трудно найти крепче северной лиственницы, скажем, для сооружения дома.
Катырык возник на месте станка Налтаново. День поселка приурочен ко Дню коренных малочисленных народов Севера и отмечается 9 августа. Отсчет своей истории Катырык ведет с 1936 года. Именно тогда на базе созданного ранее экспериментального оленесовхоза образовались две оленеводческие артели. В 1938 году они были преобразованы в колхоз имени Ленина. Катырыкцы помнят имя первого его председателя - Бетту Степан Ильич.
С возникновением колхоза началось интенсивное строительство жилых и служебных домов в поселке. Причем, строили их из местной долговечной лиственницы. Война притормозила строительство, но в ближайшие послевоенные годы поселок имел десяток новых двухквартирных жилых домов, баню, склад и другие необходимые капитальные здания. Для кочевого населения, не имевшего ранее постоянной крыши над головой, это было значимой вехой.
Война наложила свой отпечаток на этот маленький поселок. И Катырык провожал мужчин, уходивших в действующую армию. А те, кто остались, работали до седьмого пота. Северяне вообще не терпят праздности. Как правило, к труду приучаются с детских лет. Активно использовался детский труд и в военное время. Пользуясь наличием материала, массово из прутьев плели корзины для рыбы. В них загружали улов для отправки на фронт.
Летопись поселка рассказывает, что до начала шестидесятых годов прошлого века Катырык входил в состав Авамского района. В 1961 году произошло объединение трех мелких колхозов, территориально находящихся недалеко друг от друга: «Родина» (станок Боярка), колхоз имени Крупской (станок Карго) и имени Ленина (поселок Катырык). Вновь образованный объединенный колхоз с центральной усадьбе в Катырыке получил название «Знамя Ильича». С этого времени поселок вошел в состав Хатангского района. В дальнейшем хозяйственный статус поселка несколько раз реорганизовывался: то колхоз, то отделение совхоза «Хетский», а в последние годы перед перестройкой он был самостоятельным совхозом «Катырыкский».
Основные отрасли совхоза, в общем, не отличались от других: оленеводство (до 1980 года), пушной и рыбный промыслы, звероводство. И все же, в отличие от других совхозов, в Катырыке добыча дикого северного оленя (ДСО) получила приоритетное направление в хозяйственной деятельности. Этому способствовало географическое положение поселка: он оказался на пути интенсивных миграционных движений северного оленя. Миграции же послужили и основной причиной отказа от оленеводства: в период своего перемещения дикие олени массово вклинивались в стада домашних и уводили их безвозвратно в тундру.
Добыча дикого оленя происходила очень рационально, успешно и в больших количествах. Создавались бригады по отстрелу и заготовке мяса ДСО. Они располагались стационарно на миграционный период оленя в местах с удобными переправами: именно там животные переплывали реку. Для хранения мяса были построены мощные вместительные мерзлотники, некоторые из них используются до сих пор.
Если говорить об особенностях поселка, то одна из изюминок Катырыка – наличие в его округе известняковых пород. Жители поселка обжигали добытые кирпичики, а затем гасили. Гашеную известь в течение многих десятков лет использовали для побелки жилья.
Катырык – поселок долганский. Из 342 жителей 330 – долганы. Часть населения занята в бюджетных организациях. Здесь есть начальная школа, ФАП, СДК, библиотека, а также почта, ДЭС – все, как у всех. Значительная часть жителей имеют статус кочевых. Мужчины занимаются промыслом рыбы и мяса. Семнадцать человек объединены общей деятельностью в сельскохозяйственном кооперативе «Катырык». В 2009 году в поселке появилась два новых объекта: великолепная вертолетная площадка и здание дизельной электростанции.
Жители поселка живут дружным коллективом: общие трудности, общие праздники. Примерно половина населения – дети и молодежь до тридцати лет. Известно, что в Катырыке очень сильная активная молодежь
Как отмечает начальник территориального отдела поселка Эльза Пюрбеева, молодежный коллектив - надежный помощник, группа, на которую может опереться и администрация поселка, и общественные организации. Председатель молодежного поселкового центра (МПЦ) «Возрождение» – Андрей Сотников, вокруг него сплотилось человек пятнадцать самых активных ребят и девушек. Они стараются сделать жизнь поселка оживленной, интересной, со смыслом.
Молодые люди активно вникают во все сферы социальной, культурной, общественной поселковой жизни. Активно помогают престарелым, борются за чистоту и порядок в поселке. Успешно организовывают для земляков время досуга. Вокруг молодежного актива концентрируется не только молодежь, но и все сельчане.
Конечно, Катырык – это глубокая провинция, изолированная от внешнего мира. Но нет худа без добра - это обстоятельство способствует развитию творческих, альтруистских и других качеств людей, если они не равнодушны к окружающим и к самим себе. И будни, и праздники они устраивают сами.
Артистичные возможности катырыкской молодежи известны всему поселению. Неоднократно ребята выезжали с концертами в другие поселки, в том числе, в Хатангу. В их творческих представлениях аккумулируются авторские способности сценаристов, режиссеров, исполнителей. Остроумное выражение злободневных тем, фантазия, художественный вкус – их союзники. Зрительные залы самозабвенно аплодировали Виталию Римкусу, Андрею Сотникову, Дмитрию Еремину, Елизавете Сотниковой, Григорию Еремину и другим самодеятельным артистам.
Активности и интереса к делу им не занимать.
Свои творческие таланты ребята проявили и в создании молодежных юмористических видеофильмов «Ералаш», участвуя в конкурсе видеофильмов, как на уровне поселения, так и в районном. Катырыкцы - неоднократные лауреаты конкурсов, а во многих номинациях – победители.
За пределами своего поселка ребята демонстрировали свои достижения не только в песенном, танцевальном и драматическом творчестве, но и лучшие образцы традиционных занятий: вышивки, изделий их меха, кожи, изготовления национальной одежды и других предметов декоративно-прикладного искусства, авторами которых являются их земляки, замечательные мастера.
А проблемы? Проблемы, конечно, есть, они общие для всех северян. Жители Катырыка живут с надеждой и верой на постепенную их развязку.
10.03.2010 Н.Ковальчук
Фото Александра Пюрбеева