Как российские аэронавигационные технологии способствуют освоению Арктики
Содержание материала
В октябре 2015 г. с положительными результатами была проведена предварительная исследовательская проверка по использованию АЗН-В и примыкающих применений (передача погоды, аэронавигационных ограничений, получение подтверждений) на базе VDL-4 в интересах государственной авиации (ВТА). Подтверждена возможность взаимного наблюдения ВС по сообщениям АЗН-В на дальности до 400 км, эффективного управления полетами, организации взаимодействия ВС между собой, с ГРП, наземными силами и средствами при решении задач сбора и полета в боевом порядке, десантирования на площадку, обозначенную малогабаритным оборудованием АЗН-В. Командованием ВТА заявлена реальная потребность в использовании средств АЗН-В VDL-4 в Арктическом регионе для решения задач, связанных с десантированием грузов в период развертывания полярной станции Барнео, организацией полетов с посадкой на аэродром «Нагурская» острова Земля Александры архипелага Земля Франца Иосифа. Решением Главнокомандующего ВКС одобрено проведение исследовательских работ по использованию средств АЗН-В на базе VDL-4 в Арктике.
В период подготовки к проведению мероприятий по программе Барнео-2016 аппаратно-программными средствами (АПС) АЗН-В на базе VDL-4 были оснащены привлекаемые воздушные суда государственной и гражданской авиации:
– три самолета Ил-76МД ОАО «Государственная авиакомпания «224 летный отряд» (ВТА; аэр. «Мигалово», г. Тверь);
– самолет Ан-72 (аэр. «Чкаловский», г. Щелково);
– самолет Ан-74 ООО «ПМА «ШАР инк Лтд» (аэр. «Остафьево»,
г. Москва);
– два вертолета Ми-8Т ООО «Авиакомпания «АэроГео» (аэр. «Северный», г. Красноярск).
Отображение информации АЗН-В экипажам ВС производилось на электронных планшетах, сопрягаемых с радиостанцией АЗН-В типа «Пульсар» с использованием беспроводного канала связи Bluetooth.
С учетом планируемого использования в приполярных районах реализовано отображение информации АЗН-В экипажам ВС и ГРП в центральной азимутальной проекции. Это обеспечивало возможность руководителю полетов осуществлять наблюдение за ВС по информации АЗН-В и его наведение для посадки на аэродром Барнео с использованием голосовой связи в случае отказа (отсутствия) индикации АЗН-В на борту ВС при работающей бортовой радиостанции «Пульсар».
Для определения направления захода на посадку по сигналам малогабаритного оборудования АЗН-В, маркирующего торцы ВПП, и индикации экипажу на электронном планшете местоположения ВС относительно оси ВПП, дополнительно реализована визуализация местоположения ВС в прямоугольной системе координат, ориентированной по направлению оси ВПП (рис. 3).
Рис. 3. Информация АЗН-В на электронном планшете пилота в центральной азимутальной проекции (слева) и прямоугольной системе координат (справа)
При проведении тренировочных полетов была отработана методика использования информации АЗН-В для определения направления захода на посадку по сигналам малогабаритного оборудования АЗН-В, маркирующего торцы ВПП, и индикации экипажу на электронном планшете местоположения ВС в прямоугольной системе координат, ориентированной по направлению захода.
Рис. 4. Использование информации АЗН-В при заходе на посадку на ВПП, маркированную малогабаритными АПС АЗН-В.
При полете ВС к ВПП полоса не только движется, но и вращается. Для обозначения точек прицеливания на площадках приземления грузов/парашютистов, торцов ВПП ледового аэродрома Барнео, в качестве радиомаяков (маркеров) использовалось малогабаритное оборудование АЗН-В – радиостанции МГТР-4, «Пульсар-РМ», подготовленные к эксплуатации в полярных условиях (рис. 4). Кроме того, радиостанция «Пульсар-РМ» использовалась в комплекте парашютиста Экспедиционного центра РГО для его наблюдения на борту ВС по сообщениям АЗН-В во время полёта парашютиста.
В ходе проведения практических мероприятий по программе ВШЭ Барнео-2016 в период с марта по апрель 2016 года выполнено около 20 полетов ВС с использованием информации АЗН-В.
Использование АПС АЗН-В позволило обеспечить инструментальное наблюдение и взаимодействие экипажей ВС и ГРП. Рабочее место руководителя полетов на аэродроме Барнео оборудовалось мобильным комплектом АПС АЗН-В (рис. 5).
Рис. 5. Оборудование АЗН-В на аэродроме Барнео
По результатам проведения исследований в рамках мероприятий Барнео-2016 комплексы бортового и наземного оборудования АЗН-В, установленные на ВС и ледовом аэродроме Барнео, а также комплекты малогабаритных АПС АЗН-В подтвердили возможность использования в реальных условиях Арктики. Обеспечено информационное взаимодействие по каналам «борт-борт», «борт-земля» и «земля-борт» в части задач наблюдения за воздушной обстановкой и передачи оперативной метеоинформации.
Максимальная дальность наблюдения самолета Ан-74 на высоте полета 7714 м по информации АЗН-В на рабочем месте РП аэродрома Барнео составила 373 км.
Дальность наблюдения мобильного комплекса АЗН-В аэродрома Барнео с самолета Ан-74 составила 338 км при высоте полета 7684 м.
Максимальная дальность наблюдения вертолета Ми-8Т, выполняющего полет на высоте 134 м, с самолета Ан-74 на высоте полета 7740 м составила 340 км.
Максимальная дальность наблюдения вертолета Ми-8Т, находящегося на ледовой поверхности, с самолета Ан-74 на высоте полета 6239 м составила 134 км. При этом на ледовой поверхности непосредственно под УКВ антенной АЗН-В вертолета размещался металлизированный экран.
Максимальная дальность устойчивого взаимного наблюдения между самолетами Ан-72 и Ил-76МД при высотах полета соответственно 8133 м и 8173 м в центральной части России составила 650 км (рис. 6).