Как российские аэронавигационные технологии способствуют освоению Арктики

Опубликовано: 13.03.2018 10:16
Просмотров: 18176

Содержание материала

 
 
 
 
 
 
 
 
 
Фальков Эдуард Яковлевич,
Начальник отделения – Главный конструктор
по радиоэлектронным системам
ГосНИИ Авиационных Систем
 
 
Как российские аэронавигационные технологии способствуют освоению Арктики

Арктика является одним из ключевых направлений государственной политики и зоной стратегических интересов Российской Федерации. По оценкам экспертов, стоимость всех запасов основных видов полезных ископаемых России составляет 28 трлн. долларов (в США – 8 трлн. долларов), из них на Север приходится около 80%. Освоенная Арктика будет иметь также важное значение в вопросах обеспечения обороноспособности страны.

Между заинтересованными государствами имеет место активная конкуренция за влияние в Арктике, а также борьба за спорные территории. В этих условиях первостепенное значение имеет обеспечение постоянного присутствия России в указанном регионе в целях всесторонней защиты национальных интересов, в т. ч. при освоении шельфовых территорий.

Россия является первым в мире государством, которое со второй половины тридцатых годов прошлого века проводит регулярные исследования Арктики с использованием дрейфующих станций и авиации. Основоположниками этого стали советские ученые О.Ю. Шмидт и В.Ю. Визе. В истории полярных исследований и советской авиации день 21 мая 1937 г., когда тяжелый самолет ТБ-3 под управлением Героя Советского Союза М.В. Водопьянова совершил первую посадку на дрейфующий лед, стал памятной вехой в процессе освоения Арктики.

Опыт работы высокоширотных экспедиций (ВШЭ) показал, что несмотря на суровый климат и риск, с которым связано длительное пребывание человека на дрейфующих льдах, Арктику можно исследовать, используя для этого научные лагеря на дрейфующих ледяных полях и возможности авиации как основного транспортного средства при изучении ледовых, гидрологических и других природных процессов в труднодоступных для других видов транспорта районах Арктики.

Начиная с 2000-го года Экспедиционным центром Русского географического общества (РГО) возобновлена регулярная деятельность по организации ВШЭ. На льдах Северного Ледовитого океана, в непосредственной близости от Северного полюса (СП) в районе 890 с. ш. и выше, ежегодно развертывается ледовый базовый лагерь, за которым закрепилось название Барнео.

Каждый сезон Барнео длится 1-1,5 месяца (конец марта – апрель), когда полярный день уже начался, но температура воздуха еще не так высока, чтобы лед начал таять. В районе Северного полюса размещаются несколько отапливаемых жилых модулей и технические помещения. Строится ледовый аэродром, принимающий регулярные рейсы самолетов типа Ан-74 (рис.1).

 

Рис. 1. Ледовый аэродром и базовый лагерь Барнео-2016

Дрейфующий ледовый лагерь в период своей работы становится главным научным и туристическим центром в Арктике, самой северной точкой на карте, где постоянно находятся люди.

Кроме основной научной деятельности, Барнео ежегодно принимает до 250 туристов из разных стран мира, которым предлагаются различные экстремальные развлечения: вертолетная экскурсия на СП, подледный дайвинг, прыжки с парашютом, катание на мотосанях и т.п.

Авиационное обеспечение развертывания и деятельности ВШЭ осуществляется государственной и гражданской авиацией. Самолетами Ил-76МД военно-транспортной авиации (ВТА), выполняющими рейсы из аэр. Мурманск, на льдину десантируется более 50 тонн груза, включая трактора, топливо и имущество, а также специалисты Экспедиционного центра РГО.

Перевозка научных специалистов, туристов и грузов с посадкой на подготовленную ледовую взлётно-посадочную полосу (ВПП) в районе СП осуществляется самолетами Ан-74 гражданской авиации с аэродрома Лонгйир (Шпицберген).

Рис. 2. Посадка самолета Ан-74 на ледовый аэродром

Воздушные перевозки, а также авиационное обеспечение деятельности научных экспедиций в районе СП выполняется двумя вертолетами Ми-8, постоянно находящимися на аэродроме Барнео на период деятельности ВШЭ.

Развертывание лагеря Барнео производится по следующему сценарию:

– перелет двух вертолетов Ми-8 в район СП по маршруту: Красноярск – Игарка – Хатанга – м. Арктический, далее в направлении СП до выработки топлива (примерно 87◦ с. ш., 90◦ в. д.); в состав группы входит штатный руководитель полетов (РП) одного из аэродромов гражданской авиации; посадка вертолетов на подобранную с воздуха льдину, передача координат (площадка приземления (ПП) «Жалюзи-1») группе обеспечения в аэр. Мурманск;
– полет самолета Ил-76МД ВТА с грузом и специалистами Экспедиционного центра РГО по маршруту: аэр. Мурманск – точка «Жалюзи-1» (координаты места посадки вертолетов Ми-8 уточняются в ходе полета по радио), визуальный поиск вертолетов на льдине, сброс грузовых платформ (бочки с авиатопливом ТС-1); далее продолжение полета самолета Ил-76МД ВТА в район СП, визуальный поиск подходящей льдины в непосредственной близости от СП, сброс дымовых шашек для определения условий десантирования; десантирование платформ с авиатопливом ТС-1 и имуществом Экспедиционного центра РГО; десантирование парашютистов Экспедиционного центра РГО; возврат в аэр. Мурманск. Общее время полета составляет более 8 часов;


– перелет вертолетов Ми-8 (после заправки топливом) на льдину в район СП в точку высадки парашютистов Экспедиционного центра РГО по переданным по радио координатам (ПП «Жалюзи-2», координаты постоянно уточняются в ходе перелета); посадка вертолетов, заправка топливом; облет района для поиска подходящей льдины для развертывания ВПП и лагеря Барнео; перевозка имущества и специалистов РГО на выбранную льдину; передача координат будущей ВПП (точка «Полюс») группе обеспечения в аэр. Мурманск;


– полет самолета Ил-76МД ВТА в точку «Полюс» (вследствие дрейфа льда координаты уточняются в ходе полета), десантирование платформ с двумя тракторами ДТ-75, дизтопливом, имуществом; десантирование парашютистов Экспедиционного центра РГО; возврат в аэр. Мурманск;


– начало развертывания лагеря «Барнео», строительство ледовой ВПП аэродрома Барнео (как правило, длина – 1200 метров, ширина – не менее 40 метров);
– полет самолета Ил-76МД ВТА в район лагеря «Барнео», десантирование имущества – возврат в аэр. Мурманск;


– прием (по готовности ВПП) рейсов самолета Ан-74 по маршруту аэр. Лонгйир (Шпицберген) – Барнео с посадкой на ледовом аэродроме.

Использование авиации в начальный период развертывания лагеря Барнео осложняется отсутствием актуальной информации о ледовой обстановке в районе предполагаемого развертывания лагеря. Ввиду ограниченного запаса топлива поиск подходящей льдины в выбранном районе происходит визуально, как правило, с первого прохода самолета Ил-76МД. Затем выполняется несколько проходов самолета над выбранной точкой для десантирования грузов и парашютистов Экспедиционного центра РГО.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Где находится