Как российские аэронавигационные технологии способствуют освоению Арктики

Опубликовано: 13.03.2018 10:16
Просмотров: 18178

Содержание материала

 

Полеты всех привлекаемых воздушных судов (ВС) выполняются в полярных широтах над безориентирной местностью, в условиях отсутствия радиолокационного поля наблюдения, видимого горизонта, в сложной метеорологической и ледовой обстановке с резкими непрогнозируемыми изменениями видимости (низовой туман), в условиях больших удаленностей от аэродромов взлета. Часто происходят неожиданные перемены погоды, сопровождающиеся снегопадами и метелями. Средняя температура апреля – порядка -22…-28°С.

В случае, когда льдина с базовым лагерем Барнео включает участок океана, где есть открытая вода, которая теплее окружающего воздуха, появляется туман. Станция погружается в белую мглу от парящей воды. Неожиданное появление тумана может происходить также в результате образования трещин и расхождения льдов непосредственно в районе Барнео, что существенно осложняет использование авиации.

Скорость дрейфа ледового поля составляет от 300 м до 4 км в час в зависимости от силы и направления ветра. Вследствие этого координаты ледовой ВПП, ПП и площадок десантирования постоянно изменяются. Подлетное время самолетов с аэродромов взлета (Мурманск, Лонгйир) составляет несколько часов, что требует постоянного уточнения координат ПП и ВПП в процессе полета.

Постоянное перемещение торцов ледовой ВПП и изменение посадочного курса с учётом сопутствующих факторов – переменчивости погоды и удаленности запасного аэродрома – создают обстановку дополнительного психологического напряжения на экипажи ВС.

По причине подвижности льдов и образования трещин, торосов летное поле аэродрома Барнео может приходить в негодность. В этом случае организуется поиск другой льдины и повторное строительство ВПП аэродрома. Сильный ветер и низкая температура для этого времени года зачастую препятствуют как переносу лагеря, так и полноценному снабжению полярников.

Управление полетами на ледовом аэродроме Барнео осуществляется группой руководства полетами (ГРП), в которую входят штатные руководители полетов с аэродромов гражданской авиации. Руководитель полетов обеспечен только средствами голосовой радиосвязи с экипажами ВС. Наблюдение за ВС при подходе к аэродрому и заходе на посадку производится визуально.

В связи с этим, для повышения безопасности полетов и эффективности авиационного обеспечения развертывания и деятельности ВШЭ существует реальная потребность в организации информационного взаимодействия привлекаемых сил и средств. Требуется актуальная информация о местоположении объектов, координатах точек десантирования, площадок приземления («приледнения») и ледового аэродрома. Информация по каналам борт-земля и земля-борт в стрессовых условиях должна передаваться не с помощью голосовых сообщений с последующим ручным графическим отображением, но в цифровом виде с немедленным гарантированным по качеству графическим/текстовым отображением на дисплеях экипажей ВС и ГРП.

В целях реализации указанных задач ФГУП «ГосНИИАС» совместно с ООО «Фирма «НИТА» при взаимодействии с командованием ВТА, Росавиацией, Экспедиционным центром РГО и привлекаемыми авиакомпаниями была организована и проведена экспериментальная работа по предоставлению аэронавигационных услуг, в первую очередь по использованию технологии автоматического зависимого наблюдения радиовещательного типа (АЗН-В), предусмотренного к реализации «Программой внедрения средств вещательного автоматического зависимого наблюдения в Российской Федерации (2011-2020 годы)», утвержденной Минтрансом России 19.05.2011.

Использование технологии АЗН-В и примыкающих применений базировалось на УКВ-линии передачи данных (ЛПД) режима 4 (VDL-4). Задачами предоставления аэронавигационных услуг являлись:

– обеспечение ситуационной осведомленности и взаимодействие экипажей ВС между собой, с ГРП и группой руководства десантированием;
– инструментальное наблюдение за ВС руководителем полетов;
– заход на посадку на дрейфующую ВПП, маркированную малогабаритными средствами АЗН-В;
– оперативная передача экипажам метеоусловий в районе аэродрома Барнео;
– оперативное взаимодействие экипажей ВС, ГРП и группы руководства десантирования в режиме точка–точка с подтверждением получения приёма критически важной информации.

АЗН-В рассматривается в т. ч. в качестве дополнения к существующей космической системе поиска и спасания КОСПАС-САРСАТ, что представляется весьма актуальным в Арктическом регионе. В случае авиационного происшествия использование информации АЗН-В (как оперативной у ГРП, так и записываемой в бортовых средствах АЗН-В других ВС) позволяет быстро и с высокой точностью определить район поиска по нескольким последним сообщениям. При этом все участвующие в поиске транспортные средства (авиация, морские суда, наземный транспорт) могут оперативно координировать свои действия на основе двустороннего обмена цифровыми данными в рамках единой информационной сети на базе АЗН-В с мобильным центром управления поисковой операцией как наземного, так и воздушного базирования.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Где находится