В краю непуганых птиц

Опубликовано: 07.07.2023 16:56
Просмотров: 1509

   На нашей планете уже не осталось ни одного неизвестного уголка: все континенты и острова давно открыты и поименованы. Самое позднее приобретение в этом плане – архипелаг Северная Земля, расположенный в Северном Ледовитом океане, и зафиксировал его впервые русский мореплаватель Борис Вилькицкий в 1913 году. Архипелаг состоит из четырех крупных и множества мелких островов.  Находясь в труднодоступном районе, они остаются закрытыми для массового посещения людей. Но интерес к холодной земле, стремление исследовать, познать ее  ресурсы и тайны  остаются актуальными. 

   На островах нет постоянного населения. За время, прошедшее с момента открытия, здесь побывали полярники-первопроходцы, в числе которых Урванцев, Ушаков и их последователи. Побывали на островах  геологи, за которыми пришли золотодобытчики. Туристы-экстремалы, стремящиеся пешком на Северный полюс, стартовали с северной оконечности архипелага – мыса Арктического. 

    Особый интерес к островам имеется у науки. Как следствие, на Мысе Баранова острова Большевик в 80-е годы прошлого века возник научно-исследовательский стационар (НИС) «Ледовая база мыс Баранова» (в простонародье, Барановка) Арктического и Антарктического научно-исследовательского института  (ААНИИ) РАН. Ученые из Санкт-Петербурга разных специальностей  исследуют в арктических широтах взаимодействие нескольких стихий: земли, воды, льда и атмосферы. 

 За десятилетия существования научного полигона здесь вырос целый городок полярников, вполне автономный. И вот мы подбираемся к главной теме очерка: сообщество полярников окрепло, обустроилось и обжилось настолько, что стало возможным периодически приглашать небольшие группы туристов. А желающих, более, чем достаточно. 

   Первые туристы на острове появились в 2020 году, прибыв морским путем с Дальнего Востока. После этого «встрепенулись» хатангчане. Ведь архипелаг, такой неизведанный и манящий, совсем рядом. Оказалось, попасть туда вполне реально. Хатангский туроператор «Анабар-Тур» под руководством Юрия Тютрина стал вплотную заниматься воплощением и реализацией организации маршрута для туристов. Оставим за кадром все организационные сложности и мытарства, это было, действительно не так просто. Но все подготовительные моменты преодолены, и вот группа, сформированная для путешествия на Северную Землю, в Хатанге. Люди приехали из разных городов, всего в группу включили четырнадцать ПЕРВЫХ участников уникального маршрута .    В программе тура предусмотрен день пребывания в самой Хатанге, и он оказался очень насыщенным. Хатангчане заранее готовились принять группу, поэтому постарались, чтобы гостям было максимально интересно. В Центре народного творчества  их познакомили с обзорной выставкой «Традиционный уклад жизни долган и нганасан», гости приняли участие в совершенно новом для них виде творчества - мастер-классе по изготовлению брелоков из рога оленя.

Изготовленные своими руками изделия остались у них на память. Нганасанка Надежда Котельникова рассказала о культуре, традициях своего народа с демонстрацией национальной одежды, проведением игр и мастер-класса по бисероплетению.  В этот же день гости побывали на экскурсии по Хатанге, познакомились с историей и достопримечательностями села и территории. Многие  приехали с мечтой побывать в Музее мамонта. И она сбылась! Несмотря на то, что музей в настоящее время находится на реконструкции и еще не совсем готов раскрыть и показать свои уникальные ресурсы и экспонаты, посетители увидели главное и остались довольными. Музей, действительно, уникален и единственный в своем роде. Интересна даже разница  температур: внутри музея фиксированные минус пятнадцать, а за порогом - лето с такой же температурой, только положительной. Контраст впечатляет.       Немного притомились, но и завершение дня оказалось чудесным -  в Свято-Богоявленском храме, где настоятель храма совершил молебен по поводу  дальнейшего путешествия группы. В трапезой для гостей был накрыт щедрый стол для ужина. 

Свято-Богоявленский храм. с. Хатанга

Предполетный медицинский осмотр

   Дальнейшее путешествие по маршруту Хатанга - Мыс Челюскина - Мыс Баранова и обратно совершалось на  вертолете Ми-8 АО «КрасАвиа». 

    Как признались, вернувшись в Хатангу, участники экспедиции,  двое суток, в течение которых длилось путешествие, по сумме увиденного, услышанного, познанного, а также по проявлению эмоций и впечатлений, можно сравнить с несколькими годами жизни.  Радовал и наполнял эмоциями каждый миг, проведенный на стоянках и в небе над Таймыром, морем, островами.  После старта с аэропорта Хатанга, все прильнули к иллюминаторам. Внизу – изумрудные разливы самого северного в мире леса Ары-Мас. Необъятный простор уже зеленой тундры с вкраплениями многочисленных голубых озер и озерец выглядит широко, свободно, красиво.    Первая посадка на озере Таймыр. Оказалось, что оно весьма внушительных размеров, противоположных берегов не видно. Вода чистейшая, прибой подобен морскому. Не зря местное население не только называет озеро морем, но и воспринимает его именно так.Акватория местами покрыта льдом, но на берегу радуют глаз первые цветочки, а также шмели на них (!). Посчастливилось увидеть исконных обитателей тундры -  песцов, оленей и даже таймырских овцебыков, которые вернулись сюда, на свою историческую родину около полувека назад.

Небольшое рогатое стадо находилось примерно в полукилометре от вертолета, но, тем не менее, удалось понаблюдать за ними, полюбоваться и сделать интересные снимки. 

  Как поделились туристы, пребывание в тундре, на таком безлюдье и просторе, вызывает необычные чувства окрыленности и счастья. Даже перекус, наскоро приготовленный на костре, кажется не только желанным, но  необычным и чрезвычайно вкусным.

Невозмутимые горы Бырранга поражают своей мрачной монументальностью и холодной неприступностью.

 Когда смотришь на них, понимаешь, что они заслуженно снискали славу самых мрачных гор в мире. А у коренного населения на этот счет еще более внушительное мнение, согласно которому, горы  Бырранга  - это ворота в нижний мир мертвых. На ту сторону гор они никогда не заходят. 

   Посадка на чудесной реке Унга на дозаправку. Пока экипаж заправляет вертолет, можно осмотреться. Ожидания участников группы были вознаграждены, к тому же, погода стояла отменная. В шаговой доступности на отвесном скалистом берегу реки расположился самый настоящий птичий базар! Захватывающее зрелище!  Сотни, тысячи птиц, среди которых чайки, казарки, гуси…  копошились у своих гнезд, пребывая в постоянном движении. То взлетали, кружась, то садились, оживленно «разговаривая», при этом, совершенно не обращая внимания на пришельцев. Невероятно, но более того: они подпускали людей к себе, сами стремясь к общению, давали себя погладить, почесать шейку. Вот уж, действительно, край непуганых птиц!  

Можно поспорить, кто больше умилялся от удовольствия – люди или чайки.  Как отметили путешественники, невольно ощущаешь радостную благодарность заповедным местам на просторах Таймыра,  обеспечивающим возможность жить и процветать вот таким непритворным естественным уголкам! Да здравствует природа!  

    Первая ночевка на мысе Челюскина. Законное волнение от факта пребывания на самой северной окраине Евразии и России. Вот она, вожделенная точка! Обратившись к свидетельствам истории, вспомним, что  Семен Челюскин, девиз которого был «начатое свершиться должно!», самый северный мыс Евразии  обогнул в ночь на 9 мая (по старому стилю) 1742 года. В тот день Челюскин написал в своем дневнике: «Погода пасмурная, снег и туман. В пятом часу пополудни поехал в путь свой. Сей мыс каменной, приярой, высоты средней, около него льды гладкие и торосов нет. Здесь именован мною оный мыс Восточный Северный. Поставил маяк – одно бревно, которое вез с собою».

"Начатое свершиться должно". Семен Челюскин.

 С тех пор здесь вырос целый лес различных материальных знаков, в числе которых гурий, пограничный столб,  могила первопроходцам… А свое современное имя мыс Челюскина получил только через сто лет после его открытия по инициативе выдающегося российского ученого, знаменитого исследователя Таймыра Александра Миддендорфа. 

    Самая северная точка огромного материка. Она самая притягательная из четырех его экстремальных точек. И по-прежнему, самая труднодоступная. 

   Но она взята! Далее размещение, баня, ужин. В советское  время здесь функционировала огромная гидрометеорологическая обсерватория имени Федорова со штатом более 120 человек. Сейчас это небольшая метеостанция, обслуживают ее всего четыре человека.

Много зданий запущенных, но есть и «живые», пригодные для использования. Экскурсия по мысу Челюскина для некоторых членов группы увенчалась желанным погружением в морские воды. Кстати, именно мыс Челюскина соединяет воды двух морей – Карского и моря Лаптевых.

Соответствующие костюмы позволили провести небольшие визуальные обследования на глубине пяти метров, чему способствовала чистая прозрачная вода. В ней господствовали ламинарии. 

   Дальнейший путь на следующий день опять привлек своей новизной. Летели над отчасти покрытым льдом заливом Вилькицкого. Вода у самого  берега совершенно отличается цветом от вод глубинных. На том берегу показался гористый берег острова Большевик с полуразрушенными строениями бывшей полярной станции Солнечная.

Обошли  архипелаг справа, с востока и оказались  над открытым морем. Вот оно, такое близкое и такое недостижимое. Дух захватывает от новизны охвативших чувств и эмоций. Слева проплывают удивительные непривычные для глаза пейзажи острова. Наконец, финишная точка. 

   Как поделились потом туристы, один из особо запомнившихся моментов  - встреча их вертолета на Мысе Баранова. Сюда пришел абсолютно весь состав Ледовой базы. Прибежали даже все собаки, живущие в лагере. Встреча была очень теплой и очень искренней, встретили, что называется, хлебом-солью. В мгновение ока дружно разгрузили вертолет.

Разместили в максимально комфортных для Арктики  условиях, расселив гостей «по квартирам» с предоставлением свежего белья и прочих нужных вещей. Шикарная баня. Кают-компания с вкуснейшим обедом. Гостеприимство и доброжелательность полярников безграничны, как отметили наши участники экспедиции. 

День пролетел стремительно в общении, в знакомстве с окрестностями, в созерцании местных уникальных пейзажей. Полюбовались цветочками, наблюдали нерпу на льду моря Лаптевых. Там же, хоть и издали, но  имели удовольствие рассмотреть исполинские айсберги. Здесь же на суше другие льды – купола многолетних островных ледников, которые в это время дают жизнь множеству речушек и ручейков.

Плоские горы, фиордовые заливы, синие волны, белый лед и бездонное небо – это все Северная Земля. Жаль, не удалось встретиться с хозяином арктических широт - белым медведем, но на его незримое присутствие указывали огромные следы. 

  Потом, подводя итоги, участники экспедиции скажут, что их впечатлила сила, исходящая от Северной Земли, ее неординарная красота и безграничное тепло людей, живущих на той суровой, такой особенной земле. Замечательный исследовательский коллектив познакомил туристов с разными видами своей деятельности, исследований, которыми занимается научное сообщество Ледовой базы.

Гости узнали, как осуществляется изучение и обследование морского  соленого льда, и чем оно отличается от работ с пресным материковым льдом. Какие и как производятся метеорологические наблюдения. Любители подводного мира и здесь нырнули в ледяную воду, с удивление убедились в том, что здесь разнообразие морских обитателей гораздо богаче, чем у берегов мыса Челюскина.  Заметили здесь актинию, морского ежа, улитку и других. 

    Много еще, чего увидели путешественники на гостеприимной земле. Но пора домой. Прощание было душевным, как и все остальное. На обратном пути их ждало посещение знаменитой пещеры  Миддендорфа, в которой ученый укрывался во время своей экспедиции, будучи больным, здесь дождался помощи. Побывать в пещере не удалось, поскольку она оказалась затопленной большой водой, и освободится от нее только через некоторое время. 

Также появилась возможность побывать на знаменитых «углях гор Бырранга». Знаковое, мало посещаемое место. Здесь чувствуется горячее дыхание Земли, которое вырывается из ее раскаленных недр клубами газа с запахом сероводорода. Облаченный в неяркие краски ландшафт - сродни марсианскому, спокойный, умиротворенный, тяготеющий к вечности. Он порождает  эмоции, которые остаются за гранью слов. Но они оставляют след в душе и в памяти.

 

 

 Коллективное фото - в стадии обработки) Добавим позже

 

 Словом, туристы вернулись на хатангскую землю в совершенном восторге.  Эти и другие впечатления увезли с собой. Некоторые обещали вернуться с целью повторения маршрута.

   

Впервые в истории хатангского туризма осуществлен такой маршрут и проложен  надежно.  Добро пожаловать, дорогие друзья!

 

Приобрести тур вы можете тут

 

 

фотографии участников данных событий: Виталий Горшков, Анастасия Король, Юрий Тютрин, Анжела Ткаченко,Максим Миронов, Вячеслав Степанов, Константин Горубнов, Татьяна Дьякив, Николай Кублик, Эмилия Страмбовская, Роман Ершов

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Где находится