Народ и власть
Народ и власть. Эти два понятия всегда идут вместе, хотя каждый своей дорогой. Их могут противопоставлять друг другу, могут наоборот лепить монолит. В любом случае, эти понятия никого не оставляют равнодушным. 27 февраля состоялcя общественный совет при участии главы Таймыра Вершинина Евгения Владимировича. В администрации сельского поселения Хатанга была возможность провести видеоконференцию в онлайн режиме с представителями власти ТДНМР по теме: «Малый бизнес: успехи, проблемы, задачи». Присутствующие могли задать любой животрепещущий вопрос представителям районной и поселенческой властей.
Хатанга участвует в составе заместителя Главы Вешнякова Алексея Валерьевича, Начальника экономического отдела Елены Коваленко, представителей местного бизнес-сообщества Юрия Тютрина, Михаила Захарова, а также депутата районного Совета Александра Иванова. В докладе информативно представлена ситуация по поселению. Отметим некоторые положительные моменты.
На нашей территории субъекты малого предпринимательства осуществляют деятельность преимущественно в сфере торговли и сельского хозяйства – это оленеводство и рыболовство.
В сельском хозяйстве занято 44 предприятия различной формы собственности, из них 22 общины коренных малочисленных народов Севера, 9 крестьянских (фермерских) хозяйств, и 2 сельскохозяйственных артели, 2 кооператива, и 7 индивидуальных предпринимателей.
Не смотря на сложность в сохранении и развитии традиционных видов хозяйствования, в 2022 году впервые за несколько лет увеличилось и достигло более трех тысяч голов поголовье домашнего северного оленя в кооперативе «Тундровик». Цифровой показатель не велик, но результат положительный.
Второй момент. Новое направление предпринимательской деятельности в последние годы - сфера туризма. Это взаимодействие, занятость и повышение доходности граждан, заинтересованных в предоставлении платных туристических услуг, это упорядочивание хаотичного движение туристического потока, что в свою очередь обеспечивает безопасность туриста. Учитывая перспективность развития туристического кластера «Арктический» - это направление очень актуально, не смотря на новизну. И в его поддержку предлагаем продумать новые мероприятия в муниципальной программе «Развитие малого и среднего предпринимательства в Таймырском Долгано-Ненецком муниципальном районе».
Так, реализация нового программного мероприятия в 2023 году - приобретение модульных магазинов в наши поселки решит проблему организации там торговых точек, так как отсутствие муниципальных помещений для передачи в аренду предпринимателям - существенный тормозящий фактор. Мы готовы к совместной работе с районной администрацией, с нашими предпринимателями для создания комфортных условий для населения.
Предприниматели в Хатанге – надежные социальные партнеры, оказывающие спонсорскую помощь в проведении важных мероприятий и оказании помощи социально не защищенным категориям граждан.
Необходимо отметить и проблемы, для определения путей, способов их решения.
Далее с вопросом выступил Захаров Михаил Николаевич – директор общества с ограниченной ответственностью «Макс Плюс».
Вопрос о стоимости 1 кВт электрической энергии.
Губернатор Красноярского края давно прировнял микропредприятия (ИП) к населению
В 2022г цена в том же Красноярске составила 4,57 за 1 кВт
В Хатанге же цена очень разница и для коммерческих структур составляет на сегодня 57 руб 22 коп. за 1кВт. Что почти в 1000% превосходит Красноярскую ( при такой цене про какие ни будь производства и выпуск продукции можно просто забыть)
Второй вопрос завязан за первый. Субсидируемая часть затрат для продуктов завезенных зимником очень низка, она равняется на сегодня 32 рублям, в то время как стоимость доставки автотранспортом подошла к 150 рублям за 1кг. ( к примеру контейнер берет до 18т, автотранспорт до 9т, если грузить транспорт по документации это 12т, такие загрузки приводят к частым поломкам и возрастанию накладных расходов, что связано с удорожанием перевозимого груза) При этом большая часть доставляемых товаров это замороженная мясная продукция, которую должна по условиям хранения находиться весь срок (до окончания реализации или сроков годности) в отрицательных температурах при -18 градусах. Такую температуру может дать только рефрижератор который начинает работать с мая по конец октября что по итогу ДОЛЖНО отражаться на конечной стоимости товара, в месяц около 67 000 рублей (шестьдесят семь тысяч рублей), за весь летний период 402 000 (четыреста две тысячи) рублей.
В месяц любой килограмм замороженного товара должен прибавлять от 30 до 60 рублей за 1кг, в зависимости от остатка на складах, как правило это около 1-1.5т. Количество не велико, так как наш посёлок не большой, и большОе количество подобного товара завозить не целесообразно потому как не укладываемся в сроки годности.
Цену на эти продукты мы тоже поднимать не в праве так как они зафиксированы условиями субсидирования. Вот и получается работа тоже в убыток.
В каждом магазине стоят холодильные витрины, потребление энергии одной такой витрины в сутки 7кВт\ч, как правило их шесть что равняется количеству категорий товаров . в периоде счетчик наматывает до 1.4 мВт в месяц и сумма выходит до 80 тысяч только за электроэнергию. Есть ещё один высокий показатель это тепло, если его переложить в квадратные метры магазина который равняется 84кв м, то 1 квадрат стоит около 450 руб за 1 кв м. Для торговых городских сетей это не совсем большая стоимость, но не для нашего небольшого поселка.
А если ещё учитывать тот факт что с доставкой груза первые 4 месяца очень большие проблемы, это авиатранспорт который ДЕЛАЛ основную выручку магазинам в течении всего года, каждый месяц груз на продукты берут всего до четырех раз, выделяя под это всего 100кг на коммерсанта.
Зная затраты на энергию и отопление, несложно посчитать какие расходы (накладные в том числе ЗП персоналу) в связи с отсутствием регулярного оборота товара несут магазины.
Вернувшись к регулярности авиаперевозок можно это увязать и с третьим вопросом.
Ранее когда на территории Хатангского района был промысел биоресурсов в полном объёме, то и регулярность полётов авиатранспорта была другая, потому как мы все знаем что продукцию артелей вывозили частично авиатранспортом, товарооборот Красноярск Хатанга был удовлетворяющим, но добычу сократили на 80% и теперь нет заинтересованности у перевозчика в частых полетах, доставка груза из Красноярска не выгодна, так как самолет из Хатанги летит пустой. Вот такая нарушенная цепочка Сельское хозяйство/Коммерция (торговля и цена).
Вопрос от представителя компании ООО "Анабар Тур" Юрия Тютрина был акцентирован на пассажирские авиаперевозки. Заблаговременно не представляется возможным приобрести авиационные билеты. Но если мы говорим о развитии нашей территории в том числе в сфере туризма, то органы власти должны обратить на это внимание. Потенциальным туристам приходится заранее согласовывать маршруты, утверждать логистические цепочки, закупать туристический инвентарь, отправлять его в Хатангу, если такового здесь не имеется, но все это - не имея билетов на руках. Нет никаких гарантий, что долгожданные билеты все таки будут. Регулярных рейсов нет и это большая проблема. Кроме того, цена на перелет из расчета туда-обратно зачастую превышает более половины стоимости туристического продукта, что в свою очередь вызывает недоумение у наших гостей.
Если мы все таки хотим увеличить туристический поток (а он увеличивается с каждым годом), то цена в данном случае все таки имеет значение и необходимо частично субсидировать туристические перевозки. Ведь нашу Хатангу - красавицу, увидеть - стоит!