Заботы маломерного судоходства
Может быть, кому-то покажется странным, но небольшое заполярное село Хатанга, расположенное на одноименной реке в трехстах километрах от моря, является, тем не менее, морским портом. Здесь базируются крупные суда, успешно выполняющие свое предназначение. Но оставим им их задачи и маршруты, поговорим о более скромных плавающих средствах, которые уже давно получили статус маломерных судов. Не успеет Хатанга-река полностью очиститься от мощного ледохода, как ее простор оглашается гулом моторок. Такое ощущение, что самые нетерпеливые из них мчатся вслед последней уплывающей льдине. После длительной зимней «спячки» моторные лодки расправляют свои условные крылья, а судоводители – безусловные плечи. Обычный человек, не посвященный в тонкости маломерного судоходства, видит внешнюю сторону функционирования этих симпатичных судов и, возможно, не подозревает, что они постоянно находятся в поле зрения особой службы - Государственной инспекции по маломерным судам (ГИМС). О функциях и задачах этого учреждения поведал старший инспектор Хатангского участка Центра ГИМС ГУ МЧС России по Красноярскому краю Ардын Шарбунаев. В Хатанге участок образован в середине девяностых прошлого века. Основными его задачами являются следующие: регистрация маломерных судов, их освидетельствование (техосмотр) и аттестация водителей.
Как сказал Ардын Ринчинович, в Хатанге зарегистрировано более трехсот маломерных судов. Регистрации подлежат суда весом боле двухсот килограммов и с мощностью мотора более восьми киловатт (10 лошадиных сил). Регистрационные услуги предоставляются в полном объеме, и в настоящее время они упрощены тем, что все действия по оформлению производятся через Госуслуги.
Шахта Котуй. п. Каяк
Правда, учитывая, что скорость Интернета в Хатанге оставляет желать лучшего, такое решение задачи иногда затягивается надолго. Таким образом, на данный момент, регистрация через Госуслуги – палка о двух концах. Зарегистрированному судну присваивается индивидуальный бортовой номер, который судовладелец наносит краской либо наклеивает специально изготовленный. Технический осмотр судов работниками ГИМС производится один раз в пять лет. При этом проверяется не только техническое состояние судна, соответствие указанным номерам составляющих частей, но и наличие оснастки: спасательных жилетов, флага для отмашки, средств пожаротушения и других. Все это происходит здесь, на месте. А вот, чтобы получить свидетельство на право вождения маломерного судна, водители вынуждены обязательно ехать в Дудинку, на такой же участок ГИМС, но имеющий условия для проверки навыков и умения вождения будущего судоводителя МС. Почему эту функцию нельзя осуществить в Хатанге? - Самое главное, - сказал Ардын Ринчинович, - здесь нет соответствующих условий. На сегодняшний день в Хатанге нет стационарного причала. Нужен выделенный и закрепленный за службой участок, как земельный, так и часть акватории с причалом и другим соответствующим оборудованием, которые бы позволили выполнить все необходимые маневры по управлению маломерным судном при сдаче на право вождения. Необходимо содействие администрации сельского поселения в этом вопросе.
Ардын Ринчинович рассказал также о том, как осуществляется контроль за соблюдением правил эксплуатации и вождения маломерных судов. Река – не шоссе, и движение здесь в корне отличается от наземного, и мониторинг проходит сложнее. Служба ГИМС работает в тесном сотрудничестве с другими учреждениями: охот- и рыбнадзором, транспортной полицией, пограничниками, пожарной частью. Регулярно выполняется патрулирование, как по берегу, так и непосредственно на реках. При выявлении правонарушений накладываются административные штрафы: от 100 до 20 000 рублей в зависимости от степени нарушения правил, в отдельных случаях судоводитель на определенный срок лишается права управления судном. Особое внимание уделяется наличию регистрации, освидетельствованию (техосмотра), при эксплуатации – акцент на трезвость водителя, наличие удостоверения судоводителя, перегруз судна. Что касается существующих проблем в работе, то Ардын Шарбунаев назвал недостаточное качество Интернета, отсутствие условий для аттестации водителей на месте, отсутствие надежных причалов на реке Хатанге. При этом старший инспектор ГИМС призвал судоводителей соблюдать предписанные правила и быть предельно внимательными при движении на воде.