С Днем авиадиспетчера!

Опубликовано: 20.10.2021 17:32
Просмотров: 2490

  20 октября отмечается Международный день авиадиспетчера. Он установлен именно в этот день, поскольку приурочен к созданию в столице Нидерландов Амстердаме  20 октября 1961 года Международной федерации ассоциаций авиационных диспетчеров. Этот день стал отмечаться по  инициативе Федерации профсоюзов авиадиспетчеров России. И  далеко не сразу. Но в конце концов этот день был установлен и отмечается сейчас во многих городах мира. 

 Управлять полетами - это искусство!

    Хатангская служба управления воздушным движением (УВД) имеет к празднику самое непосредственное отношение и славную историю своей деятельности.

 

 Служба управления  воздушным движением  и ее история  

                     

   В некоторых источниках указывается 1968 год как год  рождения службы УВД в аэропорту Хатанга.  Но это не совсем так, поскольку управление воздушным движением начинается там, где производится хотя бы один полет, один взлет и посадка. Изначально управление воздушным движением первых самолетов в Хатанге осуществлялось при помощи радистов и элементарных средств связи, а дальнейшее развитие службы связи хорошо прослеживается  по архивным  документам.

 

 

 

 фото под загрузкой из архива.....ожидайте пожалуйста

        Первые  документы датируются 1949 годом. В них фамилии работников службы движения запечатлены на страницах послевоенных приказов: старший диспетчер Соколовский В.В. и диспетчеры Курочкин А.А. и Федоров Н.В. Некоторые имена упоминаются в связи с нарушением трудовой дисциплины. Но, тем не менее, становясь достоянием истории, сейчас они представляют особый интерес. Так, приказом №163 от 09 февраля 1949 года было объявлено предупреждение диспетчеру Никифорову Виктору Степановичу за задержку по его вине вылета самолета Ли-2 (командир Беляевский). Фамилии пеленгаторщиков Жукова и Кузнецова упоминаются в связи с недобросовестным выполнением обязанностей при радиосопровождении самолета прославленного летчика, знаменитого генерала Мазурука.

 Илья Павлович Мазурук (1906 - 1989)

   Рабочее место диспетчера службы движения находилось в небольшом помещении (балке) на аэродроме у самой полосы, куда приходили экипажи воздушных судов перед вылетом для оформления полетных документов. Здесь же экипажи получали и метеоконсультацию,  для этого из синбюро приглашались  синоптики. 

 

 

 

 фото под загрузкой из архива.....ожидайте пожалуйста

    Должность РП (руководителя полетов) появилась позже. РП в то время обладал обширными полномочиями и обязанностями, возможно, даже большими, чем современный. Осенью 1952 года на эту должность был зачислен Горнштейн Д.А., и это первый человек, который стал работать в качестве руководителя полетов в аэропорту Хатанга.  Выдержки из приказа №12 начальника аэропорта А.Смирнова от 30.10.52. В нем, как в должностной инструкции отражены функции и поле деятельности РП: « п.1

   Назначить   на должность руководителя полетов т. Горнштейн Д.А. с 30 октября с.г.

                                                    п.2                   

    В соответствии с п.838 НПП ГА-51, подчинить руководителю полетов т. Горнштейн  Д.А. весь диспетчерский состав, штурмана, дежурного синоптика бюро погоды, весь дежурный состав радиоцентра, обслуживающий полеты.

     РП Горнштейн установить строгий контроль за работой дежурного состава, своевременно вскрывать недостатки и устранять их, требовать четкого и правильного выполнения каждым служебных обязанностей.  Установить контроль за соблюдением наставления со стороны экипажей прилетающих самолетов.

                                                п.3                                                 

  Моему помощнику т.Бураго обеспечить питание и нормальный предполетный отдых ЛПС (летно-подъемному составу), а РП Горнштейн и медсестре Новиковой взять под строгий контроль соблюдением предполетного отдыха ЛПС. Всех, не имевших нормального отдыха ЛПС или находящихся под действием алкоголя, в соответствии с НПП ГА-51 отстранять от полетов с предварительным докладом мне».

 

   Этот документ недвусмысленно подтверждает, что основной задачей деятельности   аэропорта в те года было всестороннее и качественное обслуживание транзитных самолетов, поскольку своего самолетного парка все еще не было.  Уже в 1953 году появился еще один РП - Павлов И.К., который отработал в этой должности не один десяток лет, и его еще помнят некоторые наши современники.

       Копаясь в архивных залежах, встречаешь не только документы порицательного содержания, но, конечно, и восторженного, поощрительного характера. Как, например, этот: «В воскресенье, 13 сентября 1953 года было обслужено безо всякой, хотя бы минимальной задержки 25 самолетов. 12 из них были выпущены даже раньше на 10-15 минут без всякого ущерба качеству обслуживания. Учитывая, что смена т. Ананьева отлично справилась с задачей, поставленной аэропортом, приказываю вынести благодарность всей смене. Начальник аэропорта капитан Фролов».

 

     Единственное обстоятельство вызывает смущение – то, что выпуск самолета раньше установленного времени считалось хорошем тоном. Тогда, как каждый современный диспетчер службы движения знает, что в настоящее время  это недопустимо и подобный факт явился бы нарушением.                                                           

     И, наконец,   текст приказа, который  открывает нам дату, ставшей важнейшей вехой в развитии службы управления воздушным движением, а, возможно, ее надо взять за точку отсчета, от которой она начинается – 01 января 1955 года:

                   «Приказ №2 от 08.01.55 г. «О введение в действие районной диспетчерской службы».

                      На основании приказа командира Игарской авиагруппы за №529 от 22.12.54г. о введении районной диспетчерской службы считать:

                                                    П.1       

           Начальником службы движения (старшим диспетчером РДС) Ананьева Е.Д., диспетчерами РДС -Малахова Н.С., Колошенко В.П., Грузинцева П.В.- с окладом согласно штатному расписанию.

                                                         П.2

          Таран Б.А. – старшим диспетчером АДС,  диспетчерами АДС – Горелик Э.М., Николаева Н.П., Кузнецова Ю.И. – с окладом согласно штатному расписанию.                      

 

      Как следует  из этого документа, РП – руководители полетов не входили в  то время в состав службы движения, хотя были непосредственными ее руководителями. В ее состав  они вошли через несколько лет.

 

  На 01 января 1961 года штат службы движения состоял из семи человек. Причем, диспетчеры именовались диспетчерами АДС.   В сентябре 1965 года появилась даже женщина, бывшая военная летчица – Ломова Елизавета Федоровна, зачисленная на должность старшего диспетчера. Потом, со временем, мужской коллектив службы движения, нет-нет, да и «разбавится» присутствием женщины-диспетчера:  Тамара Баязитова, Галина Сушкина,   Оксана Сопыряева. 

 

 

 

 фото под загрузкой из архива.....ожидайте пожалуйста 

   В  штате службы шестидесятых, наряду с «доморощенными» кадрами стали работать и специалисты, направленные сюда  после училищ. В 1965 году в Хатангу приехали Шелковников Валерий Георгиевич, Михайлик Виктор Иванович, примечательная личность, аккуратный в работе, принципиальный человек, отработавший в службе двадцать лет.

1965г. Диспетчер КДП. Аэропорт Хатанга.  Шелковников В.Г.
 Шелковников Валерий Георгиевич.

Ныне Президент Международного консультативно-аналитического агентства «Безопасность полетов.

 

Тогда же появился и Давыдов Александр Константинович, который отдал свое сердце Хатанге, успешно трудясь на посту руководителя до выхода на пенсию.    

Бобков Александр Иванович

Годом позже приехал в службу молодой специалист Александр  Михайлов  после окончания  Ульяновского училища. Работал, оставаясь верным Хатанге до конца. Чуть позже прибыл в Хатангу молодой специалист Александр Еремин, впоследствии грамотный руководитель полетов, отдавший   Хатанге  более 40 лет.    

Михайлов Александр Иванович. Сейчас на заслуженной пенсии.  

   В шестидесятые служба движения пополнялась специалистами из других аэропортов. Так, из аэропорта Внуково перевелся в Хатангу на должность диспетчера 1 класса Гриб Александр Сергеевич. Переехал из Игарки Козлов Владилен Алексеевич. Оба впоследствии стали РП.

Владимир Тимин. Хатанга. 1985г.

К тому времени в должности руководителя полетов уже работали  Ткаченко Анатолий Федорович - с 21.01.66 и Полянский Иван Васильевич – с 06.02.67. Возглавлял службу УВД, т.е. работал в должности зам. начальника по движению   (ЗНА), - Павлов Иван Константинович. Работало подразделение по 42-часовой рабочей неделе – управлялись четырьмя сменами. После установления в 1992 году 36 рабочих часов в неделю образовали пять смен.  

Ткаченко Анатолий Федорович. 1985г.

      После Павлова руководителями службы были: Полянский И.В., Гриб А.С., Насонов Е.М., Воронов В.Г. С 1979 по 1990 год службу движения возглавлял Дягилев Юрий Петрович. После отъезда из Хатанги он работал в одном из московских аэропортов. Прошли годы, но те, кто с ним работал и знают Юрия Петровича, вспоминают добрым словом этого мудрого принципиального руководителя.

Пилоты Ан-2: Шевченко Владимир и Белобров Иван Александрович. 1984г.

    Одиннадцать лет отработал в должности ЗНА Степин Владимир Кириллович, на долю которого пришлись непростые годы перестройки,  что вносило свои сложности в процесс руководства службой.   Но, тем не менее, служба УВД, претерпевшая, как и все остальные немало перестроечных перемен, выжила. Владимир Степин – неоднократный участник высокоширотных экспедиций. Это – существенный показатель, поскольку для участия в ВШЭ отбирались самые опытные, самые профессиональные сотрудники. Активными  участникам   экспедиций были также  Подлипский Адам Васильевич, отработавший на ВШЭ и в качестве руководителя экспедиции, Кузнецов Игорь Юрьевич, первый начальник Хатангского центра ОВД, руководитель полетов Котровский Юрий Иванович,  Круглов Владимир Александрович, Грезнев Валентин Алексеевич. 

Слева направо второй - Пирогов Алексей Викторович,  Подлипский Адам Васильевич, следом Котровский Юрий Иванович 

      В восьмидесятые годы, во время всеобщего расцвета, в службе УВД было двадцать один человек, руководитель – Подлипский А.В., занимающий должность заместителя начальника центра по УВД. Основное ядро коллектива – опытные, профессиональные, заслуженно признанные  настоящими «зубрами»  ветераны службы. 

Грезнев Валентин Алексеевич и Екатерина Тихонова, на втором плане  Владимир Круглов. Февраль 2000г.

       Личный состав этого подразделения всегда работал над повышением своей квалификации. Учеба и экзамены в УТО, учеба за границей, в том числе по изучению английского языка. Радиосвязь с экипажами иностранных авиакомпаний, выполняющих полеты из Японии в Европу и из Северной Америки в Юго-Восточную Азию, осуществляется на английском языке.

 

Леонид Семенович Паршаков. 2017г.

        Для оказания помощи диспетчерам РЦ-МДП в ведении радиосвязи с иностранными экипажами ВС в службе движения работала переводчик Кузьмина Софья Евгеньевна. В ее обязанности также входило постоянное поддержание высокого уровня языковой подготовки диспетчеров.    Приятно было слышать, как наших диспетчеров хвалили экипажи-международники, часто летавшие через Хатангу. Наши соотечественники вели связь с хатангскими диспетчерами на английском языке, получая таким образом необходимую, очень хорошую практику.

 

 

 

 

 

фото под загрузкой из архива..... ожидайте пожалуйста 

    Основное назначение службы движения - сопровождение полетов воздушных судов, начиная от их взлета и заканчивая посадкой. Взлет и посадка – самые ответственные моменты. Как для экипажа ВС, так и для диспетчера УВД. Осуществление посадки производится, как правило, при помощи аппаратуры, особенно в сложных метеоусловиях, когда визуальная посадка затруднена. Не менее важным является элемент слежения за воздушным судном и на эшелоне полета. Диспетчеры соседних РЦ  передают его друг другу на установленных границах ответственности, как эстафетную палочку. Неустанно следят  за движущейся по экрану локатора светящейся точкой. Не допустить опасного сближения и в любой момент сообщить координаты  нахождения самолета экипажу ВС!    

Тасымбеков Усеин Назаралиевич. 2010г.

 В работе диспетчера УВД случается немало экстремальных ситуаций. Такой случай произошел в начале девяностых. Самолет Ан-12, следующий с Камчатки на Москву и проходящий через зону Хатангского РЦ-МДП,  значительно уклонился от курса строго  на юг. Дежуривший на РЦ Василий Коваленко и РП Владимир Степин вовремя заметили уклонение самолета. Они помогли экипажу найти оптимальный путь на ближайший запасной аэродром, чтобы избежать полной выработки горючего.

    В апреле 1982 года произошел неординарный случай также с Ан-12.  Самолет,  следующий в Норильск, был отправлен на запасной в Хатангу по причине неисправности шасси: не выпускалось колесо передней стойки. Поэтому было принято  решение  об экстренной посадке самолета в Хатанге на Ледовый аэродром (на лед реки Хатанги) после выработки топлива. Этот случай произошел  на смене руководителя полетов Анатолия Ткаченко и тогда еще диспетчера УВД второго класса  Владимира Степина. Борт «завели»  и благополучно посадили на лед. Надо отдать должное экипажу, который сумел посадить мощную машину на две основные стойки, практически, не повредив самолет – отделались слегка помятым блистером. После починки авиатехниками стойки самолет перелетел на основной аэродром. 

Диспетчерский состав службы движения. 2000г.

      Всякое случается, значительное и лучшее запоминается. Как и люди. Коллектив службы движения помнит своих работников, не один десяток лет, посвятивших авиации в Хатангском ОАО.

Валерий Абакумов. 1990г.

Это и Евгений Насонов, и Владилен Козлов, и Юрий Лобов, и Геннадий Корнеев, Александр Токаренко,  Александр Биндас, Анатолий Ткаченко, Валентин Грезнев, Александр Клименков,   Владимир Гарбуз, Юрий Вербило, Валерий Синцов, Леонид Паршаков. Хорошо прижилась молодая смена диспетчеров в лице Святослава Вострикова, Сергея Поротова, Александра Дементьева и остальной молодежи.    

Степин Владимир Кириллович (слева), Востриков Святослав (справа). 2000г.

    Многие из старшего поколения ушли уже безвозвратно. Но мы помним их имена!

 

       Из состава ХОАО служба движения вышла 01 апреля 2003 года. Она именовалась, как Хатангский Центр ОВД филиала «Аэронавигация Центральной Сибири», который тогда с успехом возглавил Кузнецов Игорь Юрьевич.   

Кузнецов Игорь Юрьевич. Архивная фотография  2008 года. 

     Совершив экскурс в историю, помним, что и сейчас служба УВД является важнейшим звеном Хатангского Центра ОВД   «Аэронавигация Центральной Сибири», который возглавляет  Елизарьев Андрей Анатольевич с сентября 2021г.

Елизарьев Андрей Анатольевич

И на сегодняшний день коллектив хатангских авиадиспетчеров успешно справляется со своими обязанностями и продолжает развиваться и идти в ногу со временем, применяя самые современные методы в работе. Это Аракел Дунамалян, Элбек Мирзаматов, Морозова Наталья, Котова Анастасия, Ибраимжанов Исломбек, Елизавета Маслакова, Усеин Тасымбеков, Виктор Волнушкин, Артем Суденков.

Службу движения после ухода на заслуженный отдых Круглова Владимира Александровича  возглавил Константин Батуев. 

            Всех, причастных к благородной, важной и ответственной профессии авиадиспетчера поздравляем с праздником! Спасибо вам за вашу службу!

                              

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Где находится