С Днем работника Гражданской авиации!
9 февраля - День работника Гражданской авиации!
Применительно к Хатанге этот День является праздником не только авиаторов, но и всех жителей. Настолько плотно и прочно авиация вошла в нашу северную жизнь, что существование без нее, вне ее просто немыслимо.Для северянина вертолет, самолет – самое естественное, понятное и родное транспортное средство, сопровождающее его, что называется, от рождения до тризны. Но, разумеется, гражданская авиация в глобальном смысле – это важнейшая составляющая единой транспортной системы государства.
Гордостью нашей страны являются люди, работающие в авиации – это высококлассные летные экипажи, специалисты наземных служб, работники аэропортов, обеспечивающие комфорт и безопасность полетов. Профессия авиатора относится к категории опасных для здоровья и жизни. Она связана с большими стрессами, напряженностью, возможными авариями, специфическими условиями труда, повышенной ответственностью за жизнь и здоровье других людей – пассажиров.
Слева направо: Диспетчер службы УВД - Усеин Тасымбеков и Леонид Паршаков.
Не случайно, для сотрудников авиакомпаний предусмотрен более ранний уход на пенсию. Сам праздник отмечается с 1923 года, когда в стране был осуществлен пассажирский рейс по первой открытой авиалинии Москва - Нижний Новгород протяженностью 420 км. В том же году был установлен день праздника – 9 февраля. Но в дальнейшем с датой празднования произошли некоторые «непонятки». Попробуем разобраться. В 1932 году авиакомпания получила до сих пор ласкающее слух название «Аэрофлот». Был учрежден флаг аэрофлота, введена форма и знаки различия. С 1979 по 1988 год День Аэрофлота отмечался во второе воскресенье февраля. Сегодня все авиационные силы, как военные, так и гражданские отмечают профессиональный праздник - День воздушного флота России – в третье воскресенье августа. А 7 декабря отмечается Международный день гражданской авиации. 9 февраля 2013 года Президентом РФ Владимиром Путиным был издан Указ №98 «О Дне работника гражданской авиации». Таким образом, этот замечательный праздник, касающийся Гражданской авиации и ее работников, мы отмечаем 9 февраля. Ежегодно. К слову, в прошлом году Гражданской авиации России исполнилось 95 лет. Сегодня хочется вспомнить многих людей, которые отдали хатангской авиации свои лучшие годы, силы, знания и опыт. Так же, как и тех, кто продолжает трудиться на этой ниве. Тарасян Вячеслав Павлович, Светлана Александровна, их сын Александр - которые многие годы вплоть до выхода на пенсию работали на благо Хатангской авиации. Кузнецов Игорь Юрьевич - начальник Хатангского Центра до 2008 года с супругой Валентиной проживают сейчас на юге и с теплотой вспоминают Хатангу. Это семья Кругловых, Бутовых, которые продолжают трудиться на сегодняшний день в Хатангском центре Аэронавигации Центральной Сибири. И многие, многие другие… Каждый год в день профессионального праздника нашей редакцией принято решение рассказывать о людях своего дела, о тех чьим трудом и усилиями происходит движение вперед, в нашем случае и вверх, в небо, где детские мечты превратились в реальность, а безопасность полетов стала смыслом жизни и трудовой деятельности. Сегодня мы хотим рассказать об одном из них. Многие хатангчане помнят скромного невысокого, улыбчивого человека – диспетчера УВД, руководителя полетов, наконец, начальника службы движения – имя его Адам Васильевич Подлипский. Трудовая биография этого человека – яркая, запоминающаяся, насыщенная знаменательными событиями. Например, Адам Подлипский вошел в состав широко известной воздушной экспедиции «Антарктида 2001-2002», осуществленная под руководством заместителя Государственной Думы, почетного полярника Артура Чилингарова. Почему из многих тысяч действующих авиадиспетчеров и руководителей полетов страны выбрали именно его? Предыстория участия касается профессиональной деятельности Адама Васильевича в районе Северного полюса. Не один десяток лет Хатангский авиаотряд проводил высокоширотные экспедиции (ВШЭ) в Северном Ледовитом океане, сначала под эгидой Министерства обороны СССР, а в 90-е годы эстафета перешла к организаторам экстремального туризма.ВШЭ – это специфическая экспедиция, требующая от каждого участника высочайшего профессионализма, крепкого здоровья, достойных личных качеств, в том числе, мужества, чувства локтя, умения оперативно принимать решения в неординарных ситуациях. Поэтому делегаты для работы в северной экспедиции подбирались особенно тщательно. Что такое современная ВШЭ? На льдине, дрейфующей вблизи Северного полюса, оборудуется ледовый аэродром - трактором расчищают взлетно-посадочную полосу (ВПП) и обозначают ее цветными флажками, чтобы принимать самолет с туристами. Дальше на полюс их доставляют вертолеты МИ-8, базирующиеся тут же на льдине. На этом огромном ледяном поле обустраивают целый палаточный городок. В просторных, теплых и красивых палатках размещается обслуживающий персонал: экипажи, диспетчеры УВД, авиатехники, водители, радисты, рабочие. В течение десятков лет именно Хатангский авиаотряд с его высококлассными специалистами выполнял эти эксклюзивные работы. Задача авиадиспетчера – руководителя полетов (РП) – управлять воздушным движением самолетов в зоне дрейфующего аэродрома и Северного полюса. Задача, прямо скажем, очень непростая, ведь на льдине нет обзорных и посадочных локаторов, нет мощных посадочных огней и надежной бетонной полосы с высоким коэффициентом сцепления. Погода в тех краях тоже имеет свои «заморочки» - часто бывают сложные для полетов метеоусловия. А еще случаются необычные явления, характерные только для этих высокоширотных районов – их называют «белая тьма».
Пилоты признаются, оч-ч-ень неприятный факт.
При «белой тьме» создается впечатление, что небо и земля сливаются в одно сплошное белое пятно, в котором неразличимы контуры не то, что ближайших предметов, но человек не видит даже собственных ног. В такой ситуации чрезвычайно трудно сориентироваться, где верх, где низ. Неудивительно, что такие уникальные условия требовали и уникальных специалистов. Каковыми были и есть хатангские полярные летчики, диспетчеры УВД, а также работники других специальностей, неоднократные участники высокоширотных экспедиций, прекрасно справляющиеся со своими экстремальными задачами. Адам Подлипский, будучи участником более, чем двух десятков экспедиций, в том числе и в качестве руководителя высокоширотного лагеря, обладал бесценным опытом их проведения.
Подлипский Адам Васильевич.
Он – легендарная личность в истории экстремальных экспедиций наряду с такими участниками ВШЭ, как летчики Анатолий Прожогин, Александр Бахметьев, Вячеслав Гырля, Валерий Егоров, штурман Анатолий Андреев, связисты Вячеслав Тарасян и Дмитрий Платонов, авиатехник Борис Хряпо, тракторист Николай Ведянин…
Анатолий Прожогин - легендарный полярный летчик
и не менее легендарный борт-механик Сергей Бухаткин.
Адам Подлипский славен, конечно, не только своим участием в экстримах. Коллеги помнят его не просто как высококлассного специалиста, любящего свое дело и прекрасно владеющего его секретами, но и как взвешенного, грамотного руководителя службы движения. Людей привлекают к нему и свойства личного характера: коммуникабельность, доброжелательность, честность. К тому же Адам Васильевич обладает отменным чувством юмора, которое помогает и ему и тем, кто с ним сталкивается. Прошло немало лет с тех пор, как Адам Васильевич покинул милый его сердцу Север и уехал с семьей на свою малую родину – в Абакан, где и проживает сейчас, надеемся, счастливо. А его участие в экспедиции на Южный полюс, в Антарктиду – тема очень интересная. Но это уже другая история. С праздником Гражданской авиации, дорогие друзья – авиаторы и все, кто не может жить без нашего родного воздушного транспорта!
Февраль -2019