К 70-летию воздушной аварии  самолета «Дуглас» на Таймыре

Недалеко от Хатанги в 2016 году на Таймыре была проведена огромная работа по демонтажу и транспортировке воздушного судна «Дуглас», потерпевшего аварию в апреле 1947 года.  Тогда экипаж самолета совершил вынужденную посадку в глубокой тундре. Как впоследствии оказалось, в 180 километрах севернее поселка Волочанка.  

 

Приоткроем занавес над событиями семидесятилетней давности. В послевоенные годы освоение неба над Таймыром шло полным ходом. К тому времени был построен  и функционировал аэропорт Косистый, принимала уже и колесные (а не только на лыжах) самолеты грунтовая ВПП Хатанги, работал промежуточный аэродром Волочанка. Поскольку в те времена чрезвычайно интенсивно осваивался перспективный в промышленном отношении мыс Нордвик (вблизи а/п Косистый), то движение оттуда на Большую землю было очень активным. Как водное, так и воздушное. Установились регулярные полеты, в том числе и пассажирские, по трассе Красноярск-Дудинка-Косистый и обратно.

Как свидетельствуют документы, 22 апреля 1947 года в обратный рейс по маршруту Косистый - Хатанга - Дудинка - Туруханск – Красноярск вылетел самолет «Дуглас»  транспортного авиационного отряда Красноярского управления ГВФ. Пилотировал судно Максим Тюриков.

Максим Тюриков


На борту, кроме 852 кг груза, находилось 5 членов экипажа и 29 пассажиров, в том числе шесть  женщин и три ребенка. Не вдаваясь в технические подробности, скажем, что  через полчаса отказал левый двигатель. Погодные условия на аэродроме вылета наблюдались ниже минимума, поэтому возврат в Косистый не представлялся возможным. По трассе погода тоже была сложной, поэтому экипаж не нашел запасной аэродром -  Хатангу.

 

Решение – лететь на Волочанку. Через пять часов полета вышли в область хорошей погоды, но координаты определить не смогли. Стал греться правый мотор. Командир принял решение садиться на снег (толщина его до полутора метров). «Дуглас» сел, зарылся носом в снег, смяв его. Никто из находящихся на борту серьезно не пострадал. Связь оказалась односторонней: люди слышали позывные ищущих их бортов, но, к сожалению, спасатели не слышали потерпевших.

 

 На четвертый день  командир принял решение идти на поиски поселка или охотничьего стойбища. Кроме командира Максима Тюрикова, ушли бортмеханик Виктор Писмарев, бортрадист Алдексей Смирнов и шесть человек из числа пассажиров – всего девять человек. Надеясь на удачный исход предпринятой экспедиции, они взяли продуктов на 8-10 дней. Эту самоотверженную группу постигла трагическая участь. Буквально, через два дня после старта группы, 28 апреля, началась сильная пурга, которая продолжалась в течение двух  (!!!) недель и окончилась 10 мая. Судьба этих людей, подробности их следования и гибели остаются неизвестными.  


Останки командира корабля Тюрикова Максима Дмитриевича были обнаружены только 23 октября 1953 г. охотником колхоза имени Калинина Авамского района  Филиппом Сахатиным в истоках реки Шайтан примерно в 120 км юго-западнее от места аварийной посадки самолёта. Труп опознан по найденным на месте обнаружения документам (партийный билет, свидетельство пилота, записная книжка). Остальные два члена экипажа и шесть пассажиров считаются пропавшими без вести.

 

Упавший самолет  был обнаружен поисковой группой, и все 25 оголодавших человек во главе со вторым пилотом Сергеем Аношко вывезены 13 мая 1947 года на самолете Ли-2 № Н-426.

 

Согласно выводам комиссии по расследованию авиапроисшествия указано несколько основных причин. В их числе,  производство полетов по трассам Полярной авиации, производящееся без должной организации и подготовки со стороны Красноярского управления ГВФ, выпуск воздушного судна с аэропорта Косистый при погоде ниже минимума. К непосредственным же причинам отнесены технические неисправности главного шатуна левого мотора и генератора правого двигателя, а также ошибочное решение командира ВС о посадке на глубокий снег с выпущенными шасси.И все же хочется подчеркнуть, к чести командира и экипажа – во время аварийной посадки никто не пострадал. Уже один этот факт достоин благодарности, восхищения и доброй памяти командиру и экипажу.


Несколько строк о самом самолете. Американского производства поршневые самолеты С-47 «Дуглас» попали в Советский Союз в годы Великой Отечественной войны по ленд-лизу (особому соглашению между США и СССР). Самолеты  отличались прочностью и надежностью. В годы войны по тому же ленд-лизу они перевозили в СССР продовольствие, технику и вооружение. Некоторые летают и поныне (за границей). Два из них, которые участвовали в высадке десанта в Нормандии, в 2015 году прилетели из США на Московский международный авиасалон, преодолев для этого расстояние в 14 тысяч километров.

«Наш, таймырский» экземпляр «Дугласа» произведен в 1943 году, (серийный номер - 42-32892, заводской номер – 9118), сначала он был достоянием Полярной авиации и использовался для ледовой разведки над морями Северного Ледовитого океана. В 1946 году, получив обозначение «СССР Л-1204», передан в состав 26-го транспортного авиационного отряда Красноярского управления Гражданского Воздушного флота,  был задействован на регулярных пассажирских рейсах.

Все семьдесят лет многих людей волновала судьба самого самолета и людей, с ним связанных. Только 2 августа 2016 года стартовала патриотическая акция «Дуглас ждёт» по эвакуации практически целого самолёта в Красноярск, организованная Экспедиционным центром Русского географического общества в Сибирском федеральном округе. Одним из главных инициаторов экспедиции стал сотрудник музея Военно-инженерного института СФУ, подполковник запаса Вячеслав Филиппов.

  "Только благодаря директору Военно-инженерного института СФУ Евгению Николаевичу Гарину, нашедшему понимание у руководства Русского географического общества, и финансовой помощи неравнодушных людей всё же удалось успешно провести эту беспрецедентную операцию», - рассказывает Вячеслав Филиппов.

Евгений Николаевич Гарин

 

Авелина Максимовна Анциферова

 

Среди членов экспедиции — дочь легендарного лётчика Максима Тюрикова. В 1947 году ей было всего шесть лет, когда она узнала о гибели на Севере своего отца. Эта экспедиция, призналась она, стала главным событием в ее жизни.

Для демонтажа самолета был приглашен американский специалист Глен Мосс, пилот, не раз принимавший участие в подобных мероприятиях.

За 70 лет, которые самолёт пролежал в тундре, на его внутренней обшивке хорошо сохранились надписи, оставленные самим командиром и пассажирами.

 

Из этих записей и стали известны некоторые подробности полёта. Одна из последних записей датирована 1 мая: "Сидим одни. Всё на исходе. Духом никто не падает. Все ждём спасения. Праздник встретили весело", — написал на обшивке кто-то из пассажиров. Надписи на стенах самолёта были сделаны химическим карандашом. Причём нет сомнений, что все они — подлинные.

Экспедицию по эвакуации самолёта «Дуглас» с Таймыра можно считать уникальной. Самолёт хорошо сохранился, его разборка заняла всего одну неделю. Части самолёта на внешней подвеске Ми-8Т авиакомпании «АэроГео» доставили для погрузки на баржу. Расстояние от места аварийной посадки С-47 до реки Пясина составляло 78 км, Ми-8Т выполнил 5 рейсов. После погрузки разобранного самолёта, баржа отправилась вверх по Енисею в Дудинку и далее в Красноярск.  Восстановленный С-47 «Дуглас» станет одним из главных экспонатов музея освоения Русского Севера, который в скором времени планируется создать в Красноярске.

В музеях России нет ни одного экземпляра самолёта этого типа. Но дело, всё же не только в самом самолёте. В первую очередь, это память. Дешевые проститутки НСК предлагают свою компанию для приятного времяпровождения при любых обстоятельствах, обещая океан удовольствия и приятных эмоций. Памятник красноярским лётчикам и самому АЛСИБу (воздушной трассе Аляска-Сибирь, по которой осуществлялся перегон самих самолетов из Америки и всего остального имущества по ленд-лизу).

Апрель-2017  

   День оленевода  

    Исторически так сложилось, что самый главный праздник северян – День оленевода. В этом году он отмечался с 14 по 16 апреля. Это красочный, эмоциональный, с множеством национальных спортивных и культурных мероприятий, праздник, Он незабываем! У того, кому посчастливилось увидеть его хотя бы раз, сохранится впечатление на всю жизнь. 

 

В последние годы так сложилось, что День оленевода в сельском поселении Хатанга традиционно отмечается в трех населенных пунктах. Это оленеводческие поселки так называемого «северного куста»: Новорыбная, Сындасско и Попигай. Ежегодно в администрации поселения создается рабочая группа по подготовке к празднику, выделяются средства на его проведение.

Сами сельчане готовятся к торжеству долго и тщательно. Праздник является некой вехой в жизни оленеводов, и его не случайно отмечают именно в апреле. После длительной подготовки к летовке (летнее кочевье), оленеводы уходят в тундру на многие месяцы, следуя за стадами своих питомцев. День оленевода является стартом, по сути, проводами в тундру.

  В этом году  самый отдаленный от административного центра поселок Попигай стал центральной площадкой, основным национальным этническим подворьем Дня оленевода. Как правило, именно на центральное подворье приезжает основная масса гостей, поэтому жители Попигая готовились к празднику особенно тщательно. Тем более, что высокие почетные гости действительно прибыли.

   Что называется,  «понаехало гостей из окрестных волостей»: представители местной и краевой власти, земляки из Новорыбной и Сындасско,  из соседней Якутии. Не обошлось и без иностранных гостей, так, например мне, удалось пообщаться с немцами. Их восторгу и впечатлениям не было предела.

 

Некоторые из прибывших оказались впервые не только на этом национальном празднике, но и на Таймыре. Но все без исключения выразили свой восторг от организации и проведения праздника. 

   Радушные попигайцы принимали всех с традиционным хлебосольством и искренностью. В празднично убранных балках и чумах угощали горячим чаем и лучшими образцами уникальной долганской кухни. Тут же прошли конкурсы: на лучшее блюдо долганской кухни, конкурс  национальной одежды. Впрочем, изумительные образцы долганской одежды можно было увидеть непосредственно на участниках торжества – в национальные костюмы было одето практически все население Попигая, включая детей.

 На выставке-продаже изделий декоративно-прикладного искусства можно было приобрести на память приглянувшийся сувенир.    

   Гости, в свою очередь,  приехали не с пустыми руками: ежегодно награждаются  лучшие оленеводы. В этот раз поздравить виновников торжества и пожелать удачной летовки оленеводам прибыли представители краевого руководства, депутаты Законодательного Собрания, в том числе – избранные жителями Таймыра. Дудинская группа почетных гостей была представлена  руководителями района и их заместителями.

Оленеводов поздравили также руководители Хатангского сельского поселения.  Лучшие оленеводы были награждены почетными грамотами, благодарственными письмами и ценными подарками.

   Праздник проводится на крепком льду реки Попигай. Крутой берег с расположенным наверху поселком спускается к реке амфитеатром. Поэтому все без проблем могли наблюдать  происходящее вокруг. Хозяевами была организована и прошла большая зрелищная программа, которая порадовала как участников, так и зрителей. Открылось торжество традиционным танцем «Хейро», который задорно исполнили девушки в красочных национальных нарядах. Далее вниманию гостей были предложены спортивные соревнования по национальным видам спорта, в том числе, по метанию маута на хорей, гонкам на собачьих упряжках, прыжкам через нарты, беге на 100 метров. Отдельные соревнования для детей. Все это великолепие  не ускользнуло от внимания гостей.

 

   В состязаниях так или иначе приняли участие все сельчане: одни в качестве непосредственных участников, другие как активные неравнодушные болельщики. Гвоздем программы всегда остается захватывающее, зрелищное мероприятие – гонки на оленьих упряжках. При этом, на нарты с запряженными оленями с хореем в руках садятся как мужчины, так и женщины: соревнования проходят отдельно по разным трассам и являются поводом для максимального проявления зрительских эмоций. Нужно обладать истинным искусством общения с оленями, чтобы при помощи хорея направлять упряжки по указанному маршруту, да еще и добиться от них  максимальной скорости движения. На финише - овации, поздравления, награждение победителей соревнований, концертная программа. Так что гонки прошли динамично и эмоционально. коллекция немецкое ретро видео для взрослых

      Большой концерт местной самодеятельности завершил многогранную программу торжества. Подобным образом с теми или иными нюансами состоялся праздник и в двух других поселках – Новорыбной и Сындасско. Празднование прошло на высокой позитивной эмоциональной ноте. Все участники остались довольны. Для гостей, прибывших сюда впервые, открылись новые грани традиционной культуры сельчан, проживающих в поселках северо-восточной части сельского поселения. Ведь в каждом поселке есть своя неповторимая изюминка.

 

Апрель-2017

 

Апрель, пожалуй, самый удивительный из всех месяцев. Применительно к заполярным широтам нельзя утверждать, что он является переходным мостиком между зимой и летом, и все же апрель открывает дверь в мир тепла. Солнышко уже чувствует себя на небе полновластным хозяином, стремительно удлиняя светлое время суток. С каждым днем его траектория между восходом и закатом поднимается все выше и выше над горизонтом.

Есть еще один нюанс, характерен для хатангского апреля: он будоражит воображение, зовет в теплые края, в романтические неизведанные места. Туда, где в это время после зимнего оцепенения просыпается земля, наряжаясь в соцветия первых подснежников.  Где набухли почки на деревьях, готовых разбрызгаться нежнейшей зеленью будущих листочков. Туда, где прибрежные горные склоны уже покрыты ярко-красными тюльпанами, а морские волны, обрамленные пенными барашками, нежатся в солнечных бликах.

 

 

Все эти апрельские картинки происходят «где-то», смущая наше подсознание. А у нас перед глазами застывшая белая река и укрытая снегом бескрайняя тундра. Но через реку уже проложено много дорожек, обнаруживающих лыжные, санные и пешеходные следы. Хатангчане тем или иным способом устремляются на длительные прогулки «на тот берег». Там можно найти укромные безветренные уголки, пригодные для загорания, пусть и кратковременного. А воздух свеж и прозрачен, не омраченный никакими выбросами в атмосферу.

 


Апрель месяц очень важен в жизни коренного населения. Это время окончания длительной подготовки к выезду в тундру – на летовку. Долгие месяцы семьи кочевых оленеводов будут ухаживать за своими питомцами, передвигаясь за стадом по тундре. К концу апреля уже все к этому готово: передвижные балки, запас продуктов, бензина, а также всего, что необходимо тундровикам для автономного проживания в течение сурового полярного лета.

 

Стартовой, отправной точкой к началу «загородной» жизни является один из главных праздников долган – День оленевода, который отмечается  широко и красиво в лучших национальных традициях.

Как правило, на апрель приходится и один из самых значимых христианских праздников – Пасха. В этом году мы будем отмечать ее в разгар апреля – 16 числа.  Накануне Великого дня Свято-Богоявленский храм принимает в своих стенах особенно много прихожан, которые приходят освятить куличи, крашеные яйца и другую снедь.

Преддверие праздника – вечерняя литургия, апогеем которой является торжественное восклицание: «Христос воскрес!».


Апрель – это преддверие, время ожидания и активной подготовки  еще к одному празднику, знаменующему  великое событие – День Победы. Но об этом   расскажет заключительный месяц весны – май.

 

05.04.2017г.                               

                                         ХРИСТОС ВОСКРЕС!!!

 

     Предназначенный для укрепления духа и тела  Великий Пост, как и завершающая его Страстная неделя, остались позади. Те прихожане Свято-Богоявленского храма, которые  соблюдали пост в строгой воздержанности, на Страстной неделе посещали храм ежедневно. Как мы знаем, каждый из этих дней назван Великим. В течение этой недели ежедневно утром и вечером настоятелем храма иеромонахом Евфимием проводились богослужения и просветительские проповеди. Именно в эти дни верующие вспоминали о последних днях земной жизни Иисуса Христа, о его пути на Голгофу, его человеческих мучениях и великомученической смерти.

       Люди приходили в храм, каждый со своей исповедью и покаянием, чтобы принять святое Причастие, поклониться Плащанице Спасителя, помолиться. Как и обычно, максимум посещений пришелся на Великую Субботу, когда предваряя время торжественной Литургии, прихожане пришли в храм для освящения куличей, крашеных яиц, фруктов, сладостей и другой снеди. Освящение длилось в течение нескольких часов: желающих было очень много, небольшая трапезная, где проводилось это таинство, не могла вместить всех одновременно.  Каждый из пришедших оставил освященные куличи и яйца на благотворительные цели – для болящих и малоимущих, а также тех, кто временно лишен свободы.   

   

    После кратковременного отдыха, отнеся куличи домой, прихожане вернулись в храм. После молитвы и Крестного хода, наконец, прозвучал радостный возглас настоятеля: «Христос воскрес!». Торжественное восклицание нашло отклик в устах прихожан: «Воистину воскрес!». Мощным многоголосым, но единым эхом оно отдалось под сводами храма. Радость была кратно усилена сознанием того, что Благодатный огонь уже сошел с небес в Иерусалиме.

 

     В течение Божественной Литургии батюшка прочитал праздничные поздравления, присланные Патриархом Московским и Всея Руси Кириллом и Епископом  Норильским и Туруханским Агафангелом, которые были восприняты прихожанами с радостью и большим вниманием.

 

    Праздничное Богослужение, в определенные моменты сопровождаемое торжественным колокольным звоном, продолжалось до четырех часов утра. 

   Божественная Литургия завершена. Для постившихся наступил момент снятия всех гастрономических запретов, это особенно приятно для тех, кто действительно постился.

   На следующий день Светлой Пасхи – в Великое Воскресенье праздник продолжился не только в каждом доме, в каждой семье, но и в сельском Доме культуры, куда пришли все желающие. Здесь состоялся концерт. Он был подготовлен и дан силами  учащихся и преподавателей детской музыкальной школы.  

    В этот день, подводя предварительные итоги очередному учебному году, учащиеся проявили себя в искусстве игры на фортепиано и различных народных инструментах, в вокале и искусстве танца. Концерт, как и всегда, был воспринят зрителями с радостью и благодарностью к исполнителям и их наставникам.

 

Апрель -2017

 

Арктика возрождается.

 

Лет тридцать-сорок назад северные территории нашей страны, в том числе арктическое побережье, островная зона, были обжиты гораздо больше, чем в настоящее время. Деятельность многочисленных полярных метеорологических станций, научно-исследовательских обсерваторий и других объектов, располагавшихся на берегах и островах, постепенно свернулась, в основном из-за прекращения финансирования. Были закрыты многие проекты, в том числе и научно-исследовательские. Так, в 1996 году была законсервирована исследовательская станция на мысе Баранова- самой северной оконечности острова Большевик архипелага Северная Земля.

Но наступил момент планомерного восстановления, возрождения утраченного. А поскольку мы, хатангчане, живём в высоких северных широтах, далеко за пределами полярного круга, то и являемся свидетелями этих обнадёживающих процессов.

 

В Хатангу в очередной раз прилетел Валентин Петрович Ковалёв, главный специалист подразделения ВАЭ ААНИИ (высокоширотной арктической экспедиции Арктического и антарктического научно-исследовательского института). Знаменитый институт находится в Санкт-Петербурге, является одним из флагманов отечественной науки, имеет славную историю и мировую известность.

Ковалев Валентин Петрович

 

Валентин Ковалёв-"до мозга костей" полярник, человек, влюблённый в Арктику и посвятивший ей значительную часть своей жизни: около восемнадцати лет он отработал в различных подразделениях Диксонского управления гидрометеорологической службы. Ему хорошо знакомы эти места, их суровая специфика, а главное-"характер"Северного Ледовитого океана.

Ледяные динозавры

 

В своё время Ковалёв побывал на всех полярных станциях управления, расположенных на побережье Таймыра и островах Карского моря, неоднократно участвовал в высокоширотных  экспедициях на дрейфующий лёд Северного Ледовитого океана.

Подготовка работ на айсберге

 

Научное учреждение ААНИИ, сотрудником которого он является сейчас, непосредственно связано с комплексным изучением территорий высоких широт- как северных, так и южных.

Океанографические работы

 

Когда возникла идея возродить научный полигон, затерянный на одном из островов архипелага Северная Земля, была создана экспедиция и отправлена на остров.

Работа с метеомачтой

 

Перед вылетом в Санкт-Петербург Валентин Ковалёв ответил на несколько вопросов.

 

  1. Когда началось восстановление научно-исследовательского стационара на мысе Баранова и какова его цель?

Организация и проведение высокоширотных арктических исследований определяется Морской доктриной Российской Федерации на период до 2020 г. и является практической реализацией решения Правительства Российской Федерации от 25.04.2008 г об обеспечении интересов России в высокоширотных и полярных регионах. Для выполнения сформулированных в этих документах задач в части высокоширотных исследований в Арктике должны быть созданы как минимум четыре постоянные комплексные научно-исследовательские обсерватории на арктических архипелагах Земля Франца Иосифа, Северная Земля, Новосибирские острова и на острове Врангеля.

Измерим все

 

На архипелаге Северная Земля для создания такой обсерватории был выбран законсервированный в 1996 году научно-исследовательский стационар Арктического и антарктического  института на северной оконечности острова Большевик. Летом 2013 года на станцию с ледокола высадился восстановительный десант работников института, благодаря работе которого стационар был подготовлен к первой после консервации обитаемой зимовке 2013-2014 г.г. С этого времени объёмы исследований на стационаре постоянно увеличиваются, в том числе и за счёт ежегодных сезонных экспедиций. 

  Наряду с выполнением комплексных гидрометеорологических исследований, на стационаре проводятся специальные наблюдения и работы прикладного характера, он выполняет функции базовой станции для проведения ориентированных региональных исследований, направленных на последующее освоение архипелага.

  1. Каков штат сотрудников? Они находятся на станции постоянно или используется вахтовый метод?

В связи с постепенным наращиванием объёмов исследований, развитием бытовой и научной инфраструктуры стационара штат станции соответственно увеличиватся.

Прибыла зимовочная смена

 

При этом он подразделяется на постоянный (зимовочный) и сезонный - экспедиционный. В течение года на стационаре трудится постоянный состав, численность которого за 4 года возросла с 7 до 17 чел.

Смена его осуществляется одномоментно или судном, или с помощью авиации. В разгар сезонных экспедиций количество сотрудников увеличивается до 30-35 чел. Сезонные экспедиционные отряды доставляются на стационар и вывозятся с него вертолётами с Хатанги.

 

  1. Какие научные исследования проводятся?

Научные исследования, проводимые на стационаре, подчинены решению одной из главных задач -  организации мониторинга системы:  атмосфера – суша - ледяной покров - океан, по всему комплексу метеорологических, ледовых, гидрофизических, геохимических, гляциологических, геофизических, биологических и других параметров.

Всевидящее око

 

Поэтому главными направлениями работ, проводимых на научно – исследовательском стационаре “Ледовая база мыс Баранова” являются: проведение круглогодичных стандартных и специальных метеорологических, ледовых, океанологических, гляциологических и биологических наблюдений;

Современные приборы

 

осуществление комплексного мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды; исследования газообмена в системе атмосфера-лед-океан и атмосфера – суша; постановка специальных экспериментальных работ, направленных на исследование процессов, определяющих климатические изменения в этом высокоширотном районе Арктики, и оценку их влияния на природную среду и экосистему арктического региона России.

 

  1. Могут ли полученные результаты иметь практическое применение?

Самое непосредственное.

Радиозонд уходит в небо

 

Результаты работ, проводимых на стационаре, наряду с материалами морских экспедиций,  лежат в основе  научного обоснования перспективного планирования экономически эффективной и экологически безопасной хозяйственной, в том числе морской, деятельности в Арктике, а также для решения задач по гидрометеорологическому обеспечению судоходства на акватории Северного морского пути.

 

  1. Валентин Петрович, чем Вы конкретно занимаетесь в экспедиции?

В мои функции входит формирование сезонных экспедиционных отрядов, организация их подготовки к вылету в Арктику, организация доставки людей и грузов на арх. Северная Земля, планирование, организация и обеспечение развития инфраструктуры научно-исследовательского стационара на мысе Баранова.

 

  1. В настоящее время наблюдается большой бум по очищению Арктики от мусора. На самом ли деле берега заполярных морей и острова так загрязнены?

Основные очаги загрязнений концентрируются вокруг объектов пребывания или деятельности людей. Наиболее интенсивное хозяйственное освоение Арктики приходится на последнее столетие и оно сопровождается завозом больших объёмов продукции, которая после использования не разрушается естественным образом, но и в силу экономических факторов до последнего времени не вывозилась на "материк" для утилизации и переработки. Основная "головная боль" -  это бочкотара от ГСМ с остатками продукции.

Убираем бочкотару

 

В целом по Арктике, учитывая низкую плотность расположения  антропогенных объектов, загрязнение не столь уж велико. Но в окрестностях таких  объектов картина конечно удручающая и ликвидация накопленных "останков" жизнедеятельности становится в ряд первоочередных задач, решение которых осуществляется в рамках национальных и региональных экологических программ, подкреплённых соответствующим финансированием. В то же время на мысе Баранова наш институт в инициативном порядке приступил к утилизации использованной бочкотары, для чего  был завезён специальный пресс для её прессования в "блины" и последующей загрузки в контейнеры, отправляемые на Большую землю.