«Памяти А.И. Лебедя»                   

 

          В апреле нынешнего года на спортивной площадке вновь встретились лучшие хатангские волейбольные команды в соревнованиях за Кубок А.И. Лебедя. Напомним историю этого памятного турнира.

 

      Волейбол, наряду с лыжами, всегда был и остается излюбленным видом спорта среди хатангчан. И в авиапредприятии в годы  процветания Хатангского объединенного авиаотряда не последняя роль отводилась  занятиям физкультурой и спортом.  Личный состав ХОАО всегда отличался  хорошей спортивной формой,  инициативностью в соревнованиях,  высокими показателями. В течение двадцати пяти лет, с 1981-го по 2005 год, совет коллектива физкультуры (КФК) Хатангского авиапредприятия, возглавляемый Сергеем Клыгиным, проводил волейбольный турнир, посвященный Дню космонавтики, Юрию Гагарину. После банкротства в 2005 году, ХОАО уже был не в состоянии материально поддерживать спортивные мероприятия.

 

  Средств не стало, но любовь  хатангчан к спорту осталась.  Уполномоченный советом физкультуры Сергей Клыгин обратился в Законодательное Собрание края с просьбой  учредить турнир «Памяти А.И. Лебедя», который призван принять эстафету  турнира гагаринского. Будучи ярким приверженцем Александра Лебедя, Сергей Ильич, помимо цели укрепления здоровья хатангчан, вовлечения в занятия спортом подрастающего поколения, преследовал цель увековечивания памяти о заслугах перед Отечеством бывшего губернатора Красноярского края Александра Лебедя как миротворца, выдающегося политического деятеля, незаурядной личности, патриота, борца за честь Родины и достоинство человека.

 

     Стремление хатангчан увенчалось успехом. Учредителем турнира выступило Хатангское первичное отделение ОПОД  «Честь и Родина». В 2006 году турнир «Памяти А.И. Лебедя»  имел красивый и успешный старт, принимая эстафету у  турнира гагаринского. Таким образом, цепочка спортивного мероприятия не прервалась. Сроки проведения турнира были установлены символичные: начало 20 апреля, в день рождения Александра Лебедя, а окончание – 28 апреля, в день его трагической гибели (в 2002 году).

 

При помощи спонсоров, местных предпринимателей –«лебединцев», приобрели призы. В качестве особой награды -    книги Александра Ивановича «За державу обидно!». 

 

     За годы существования турнира в нем приняли участие практически все существующие в Хатанге волейбольные мужские и женские команды. Учредители турнира вели переписку с родными Александра Лебедя, которые с благодарностью восприняли начинание хатангских спортсменов.  В результате этого теплого общения  в 2007 году Хатанга получила в подарок два великолепно выполненных спортивных кубка: от жены Александра Лебедя Инны Александровны   – для женской команды-победителя,  а от брата Алексея Ивановича – для  мужской.

 

     Турнир «Памяти А.И. Лебедя», пожалуй, самый престижный и популярный среди  волейболистов Хатанги. Его ждут с нетерпением, к нему тщательно готовятся, как организаторы, так и те, кто выходит на поле волейбольных баталий.  Движимые желанием укрепить здоровье и повысить мастерство на тренировках, спортсмены ко времени проведения соревнований консолидируют  приобретенное умение владеть мячом, выдержку, спортивную волю, чтобы завоевать право назваться чемпионом турнира  и получить желанный кубок.  Это красивое, с душой организованное мероприятие не остается не замеченным земляками, и всегда собирает большое число болельщиков. Поэтому турнир проходит очень эмоционально и запоминается надолго – до очередного, после которого впечатления обновляются. 

     В нынешнем году, как и в прошлом, организаторами соревнования являются отдел культуры, молодежной политики и спорта администрации сельского поселения Хатанга.

  Турнир проводится 12-ый раз

 

     В соревнованиях приняли участие четыре команды, показавшие лучшие результаты на Первенстве Хатанги:

 

 - Аэронавигация

 - Геолог

 - Энергия

 - Созвездие

 

Нынешний турнир внес свои корректировки и команда "Аэронавигации" (моя самая любимая команда) занявшая на Кубке Геолога первое место потерпела фиаско взявшая на этот раз лишь "деревянные медали", т.е. 4-е место.

Команда "Энергия" показала силу характера и выйдя на поле в меньшинстве (5 человек) смогла заслуженно забрать третье место.

 

Команда "Геолог"  вновь показала себя в бою. Сильные и хлесткие удары капитана команды Александра Елашова повергли в шок команду "Созвездие", которой в конечном итоге досталось "серебро". Капитан команды "Созвездие" - Иван Семенов собрал достойную команду и периодически было видно, что команда окончательно и уверенно вырывается вперед, но победа должна была достаться лишь одной команде. 

Алена и Николай Шейкины. Спортивная семейная команда.

 

Усеин и Светлана Тасымбековы.

 

 Алена Чуприна

 

Команда "Весна" (фото с Кубка Геолога)

 

Касаемо женских команд места распределились следующим образом:

1. Команда "Юнион"

2. "Сбербанк"

3. "Весна"

4. "Школа"

 

Накалу страстей и азарта, которые мы увидели в борьбе за первое место между командой "Юнион" и "Сбербанк" могли бы позавидовать спортсмены любого уровня. Высокий темп, постоянное напряжение, борьба в буквальном смысле "до крови", было увлекательно, жаль, что турнир закончился.

 

     Пожелаем всем спортсменам отличной формы, достойных соперников, стремления к победе. А болельщикам – тоже крепкого здоровья, азарта, чтобы смогли активно поддержать любимую команду и активно поболеть за нее.

 

Апрель -2017 год.

                                     Покаянно-охранный крест в Хатанге

 

    Туристы и гости, бывающие в нашей заполярной Хатанге, первым делом интересуются экспонатами Музея мамонта, сувенирной продукцией декоративно-прикладного искусства, иными образцами и проявлениями культуры коренных малочисленных народов Таймыра, посещают Свято-Богоявленский храм и другие, широко известные достопримечательности поселка и сельского поселения. Но мало, кто из приезжих (да, справедливости ради скажем, и не все хатангчане), стремятся подойти и поближе познакомиться с крестом, установленным в прибрежном скверике близ морского порта.

   Казалось бы, обычный деревянный крест. Правда, отлично выполненный, с резным скромным украшением – «домиком». Он намного выше человеческого роста, хотя не поражает своей фундаментальностью. Тем не менее, этот скромный крест – значимый символ.  И не только для Хатанги и Таймыра, но для всей России, поскольку своим присутствием олицетворяет духовную миссию, важную для всего народа и государства  -  покаянно-охранную.

 

   Чтобы было яснее, о чем идет речь, полистаем страницы православной истории. Крест в православии имеет огромнейшее значение, он  сопровождает нас от рождения, когда нам надевают его на шею при крещении и - до тризны, при этом, он несет смысловую нагрузку как знак, символ нашего спасения.  На территории Руси кресты начали ставить еще до прихода христианства, а после крещения в 988 году традиция еще больше укоренилась. Они воздвигались по разным причинам. И воздвигаются до сих пор,  хотя не так активно, как несколько столетий назад.

 

   Например, кресты ставились верующими в незнакомых, гиблых местах с целью охраны местности от разной нечисти и напастей. Они в соответствии со своим предназначением назывались охранными.    Поклонные кресты имеют несколько другой смысл. Их название говорит само за себя – перед крестами поклонялись и молились Господу с благодарностью и с просьбами.  Ставятся чаще у дороги. Придорожные кресты напоминают путнику о Боге и дают возможность для молитвы,  уверенности в счастливом окончании путешествия. И до сих пор их можно встретить на многих дорогах нашей страны.

 

  Подвижники, открывающие новые земли, придя в незнакомое место, тоже ставили кресты для освящения незнакомого края, испросив посредством молитвы Божьего благословения. Первопроходцы, пришедшие на Таймыр несколько веков назад, пользовались правом ставить крест на новом месте, таким образом еще и «застолбить» его.

  

 В Хатангском сельском поселении есть маленький поселок Кресты. Видимо, своим наименованием он обязан первопроходцам. И именно потому, что в этом знаковом месте (здесь сливаются две реки – Котуй и Хета, образуя глубоководную Хатангу), был воздвигнут крест как воплощение молитвы к богу о духовной защите и избавлении от всякого зла.  

 

        Сейчас уже трудно выяснить, кому пришла в голову мысль поставить государству Российскому духовную ограду. Но в 1913 году, в трудные для страны годы разброда, сложнейшей политической обстановки, в преддверии Первой мировой войны, а также в ознаменование 300-летия царствования Дома Романовых, император Николай Второй принял решение воздвигнуть четыре охранных креста на самых крайних точках границ России: южной, северной, восточной и западной.

    Выполненные по единому проекту, они должны были стоять на границе с Польшей, на Чукотке, в Кушке и за Полярным кругом.   Тогда был воздвигнут, по крайней мере,  один охранный крест – на самой южной точке Российской империи – близ Кушки, в Таджикистане. Каменный монументальный десятиметровый православный крест с часовней внутри и по сей день возвышается на вершине холма.

   

 В районе Кушки находилась самая южная точка не только Российской империи, но и СССР.

 

    Прошло немало времени. Наступил 1998 год – год 130-летия со дня рождения императора Николая II и 80-летия кровавой расправы, убиения царской семьи. С благословения отцов Русской православной церкви участниками Миссии Святого Георгия Победоносца он был объявлен Годом Покаяния. Тогда же был намечен большой проект «В будущее через Покаяние». Главная его идея – воскресить в памяти кровавые события давних дней и покаяться всем миром в несправедливом злодеянии, которое было совершено восемьдесят лет назад – неоправданном убийстве царственной семьи.

   Согласно информации, хранящейся в Свято-Богоявленском храме,  проект предполагал три программы: возрождение в Дании императорской яхты «Штандарт»; кругосветное путешествие «Царь-Батюшка», посвященное историческому путешествию Николая Второго в 1890-91 годах по маршруту из Санкт-Петербурга вокруг Европы, далее через Иерусалим, Индию, Китай, Японию до  российских портов Находка - Владивосток. А затем поездом через всю страну до Москвы-Санкт-Петербурга.       

     Третьим пунктом исторического проекта значилось воздвижение Крестов Покаяния на краях света Руси «Парящий Крест над Россией». Для их установки были намечены следующие пункты: Светлогорск, расположенный в Калининградской области (западная точка), Буденновск (южная), Находка (восточная) и мыс Арктический (архипелаг Северная Земля).

 

   Если посмотреть на карту России, на которой отмечены точки воздвижения крестов, и мысленно их соединить, действительно получается крест, как бы объемлющий страну и парящий над ней.

   Сложнее всего было установить самый северный крест. Учитывая особенности климата, вечной мерзлоты, транспортные и другие сложности, было принято решение воздвигнуть его в Хатанге.

   В наш северный поселок миссионеров доставили сотрудники агентства «ВИКААР» из Санкт-Петербурга. Как вспоминает руководитель агентства и недавний директор  Музея Арктики и Антарктики Виктор Боярский, к нему  с этим вопросом обратился Глава миссии Святого Георгия Победоносца Владимир Бубелев. Он и попросил посодействовать в реанимации и реализации замысла последнего русского императора.

Виктор Боярский

 

   Сам крест был изготовлен в Хатанге, в этом большая заслуга тогдашнего командира Хатангского авиаотряда Владимира Овчинникова, позже трагически погибшего в авиакатастрофе.

Владимир Овчинников

 

Работники  авиапредприятия изготовили и крест, и памятную металлическую табличку. В морозы она покрыта плотным слоем замерзшего инея. И все же надпись можно прочитать: «Северный крест покаяния Николаю-2 от благодарной России восстановлен в году 130-летия со дня его рождения миссией Святого Георгия Победоносца агентством «ВИКААР» из Санкт-Петербурга  и Хатангским авиапредприятием и освящен 17 апреля 1998 г. протоиереем Сергием Шичиным. Да поможет нам Бог в великой миссии безопасности и покаяния России!»

   17 апреля 1998 года по случаю торжественной церемонии состоялся крестный ход, в котором приняли участие многочисленные гости от православной церкви, нынешний настоятель Талнахского храма Святой Троицы отец Даниил (в то время он служил в Хатанге), участники воздвижения креста, прихожане Свято-Богоявленского храма. Кстати, в то время строительство храма еще не было закончено, и службы проходили в другом здании.

  Уже девятнадцать лет стоит покаянно-охранный крест на берегу Хатанги-реки, один из четырех, выполняя свою историческую миссию по духовной защите России. «Парящий крест» несется в пространстве вместе с нашей страной, ограждая ее незримым божественным покровом. 

 

28.04.2017г.  Н. Ковальчук       

                                  Закрытие концертного сезона  

   Хатангский зритель не избалован гастрольными представлениями, приезжие артисты бывают в северном поселке редко. Развлекаем себя сами. Практически вся концертная деятельность в течение года осуществляется силами работников отдела культуры, учащихся школ, самодеятельности.

В течение всех значимых праздников хатанчане не остаются без развлекательных программ.  

  23 апреля в сельском ДК Хатанги состоялось закрытие концертно-театрального сезона. Это мероприятие традиционно проводится ежегодно. Как и обычно, в этот раз оно прошло при полном аншлаге.

В переполненном зрительном зале негде было яблоку упасть.

Соня и Настя Богоявленские. Яркое исполнение песни "Маугли" 

 

Программа оказалось очень интересной, насыщенной, хотя во многом и знакомой.

 

После длительных репетиций артисты представили свои номера с законным волнением, зрители приняло их благосклонно, с заслуженной благодарностью.

Детский танцевальный коллектив "Пом-Бум"

 

Восторженными аплодисментами приветствовали уже полюбившихся исполнителей.

Среди них и вокалисты, и юные музыканты, и хор «Северянка» и многие другие.


Варвара Гуляева спела песню со своей малышкой. Ребенок вел себя спокойно.

В заключительном исполнении концерта выступила группа "Вдохновение", где были показаны разные народности единой и дружной одной большой семьей.

Коллектив "Чокуркаан"

Награждение за многолетний и добросовестный труд

Заключительная фотосессия

 

Праздник удался. Все смеются.

 

С душой исполненные песни и танцы не могли оставить равнодушными присутствующих.   Восторг и шквал аплодисментов были оправданными.

 

 Апрель – 2017

 «Хатангская  орда»

На высоком берегу Хатанги стоит скромный обелиск, на мраморе которого выбито десять фамилий. Именем одного из них – Краснопеева, названа улица поселка.  Возможно, не все хатангчане задумывались, что это за люди, почему они достойны памяти потомков. Все десять, как и многие другие, боролись и погибли за советскую власть в период ее становления на Таймыре.

 

 В тридцатые годы прошлого века среди коренного населения четко наблюдалось классовое расслоение.   Все социальные процессы проходили позже, сложнее, чем в центральной части страны. Населением с трудом воспринимались нововведения советской власти. В том числе и коллективизация. К тому же, перемены   сопровождались ошибками, вызвавшими недопонимание и недовольство среди кочевых народов. Это создало условия для  антисоветского  мятежа, чем и воспользовались кулаки. Причиной, вызвавшей массовый протест, стало безвозмездное и произвольное изъятие оленей, попытки расколоть население по имущественному признаку, а также насаждение коллективных форм хозяйствования. Обратимся к хронологии восстания.

 

Начальной акцией протеста стал так называемый «Кулацкий съезд», который состоялся 28 марта 1932 года в Волочанке с участием пятидесяти человек. Собравшиеся выгнали приехавшего уполномоченного И.Красноярова, заявив ему: "Требуем собрать общий съезд Авамского района. На нем обсудить: Кто такие кулаки? Почему и кем они лишены всех прав?"

А уже 6 апреля  в Авамском районе в станке Мироновское произошло восстание коренного северного населения под руководством родоплеменного вождя шамана Романа Бархатова.

 

Восставшими арестованы особо уполномоченные Денисов, И.Краснояров, М. Ячменев.  Через несколько дней они были расстреляны, кроме Ячменева, который перешел на сторону повстанцев. Восставшие боролись с особой яростью.

 

На станках тундры и  в поселках убивали советских и партийных работников. Десятки людей брались в заложники с последующим расстрелом.  Бархатов разослал во все концы округа гонцов «на перекладных» с распоряжением «хватать всех русских, вершить суд «по совести».

Восстание докатилось до Хатангского района. Сначала были убиты активисты в поселках Хета,  Кресты, Новорыбнная. Обосновавшийся в окрестностях Хатанги повстанческий отряд К.Чарду (печально известная, так называемая "Хатангская орда") перехватывал  активистов, выезжавших из Хатанги по служебным делам.

 

Так был схвачен и убит парторганизатор К.Исаков, затем учитель В. Замазчиков, выехавший вниз по реке набирать учеников на новый учебный год. Близ нынешнего поселка Новая бандитами были задержаны председатель Хатнгского райисполкома Т.М. Статейкин и секретарь Я.Н. Краснопеев. С ними расправились с особой жестокостью: связали руки, накинули на шеи мауты и привязали к нартам. Затем упряжки с необъезженными оленями погнали в лес, затравив собаками. 

 

Только после расправы с руководящим составом «Хатангская орда» решилась  захватить Хатангу. Это случилось 21 апреля 1932 года. Повстанцы убили секретаря кочевого Совета, комсомольца  Василия  Николаенко и остальных хатангских активистов. Около 100 русских  жителей Хатанги были взяты в заложники.

 

 После этого руководители восстания направили письмо правительству СССР в котором просили срочно остановить произвол местных властей и урегулировать вопросы путём переговоров «... так как мы от справедливых повинностей перед государством не отказываемся».

 

Была ещё телеграмма «К народам мира» аналогичного содержания, составленная Р. Бархатовым.  Через неделю Бархатов объявил о полной амнистии всем задержанным русским. На ликвидацию мятежа в конце апреля из Игарки был выслан отряд чекистов ОГПУ в составе 52 бойцов. Повстанцы бежали на северо-запад Таймыра в сторону Диксона.

 

Там, близ устья Енисея Бархатов был убит его же приближенными.  К концу мая повстанцы прекратили сопротивление.

 

 Ошибки, допущены властями при внедрении преобразований были проанализированы с тем, чтобы избежать их в дальнейшем. Но, как видно из истории, дались они дорогой ценой.

 

Апрель - 2017

К 70-летию воздушной аварии  самолета «Дуглас» на Таймыре

Недалеко от Хатанги в 2016 году на Таймыре была проведена огромная работа по демонтажу и транспортировке воздушного судна «Дуглас», потерпевшего аварию в апреле 1947 года.  Тогда экипаж самолета совершил вынужденную посадку в глубокой тундре. Как впоследствии оказалось, в 180 километрах севернее поселка Волочанка.  

 

Приоткроем занавес над событиями семидесятилетней давности. В послевоенные годы освоение неба над Таймыром шло полным ходом. К тому времени был построен  и функционировал аэропорт Косистый, принимала уже и колесные (а не только на лыжах) самолеты грунтовая ВПП Хатанги, работал промежуточный аэродром Волочанка. Поскольку в те времена чрезвычайно интенсивно осваивался перспективный в промышленном отношении мыс Нордвик (вблизи а/п Косистый), то движение оттуда на Большую землю было очень активным. Как водное, так и воздушное. Установились регулярные полеты, в том числе и пассажирские, по трассе Красноярск-Дудинка-Косистый и обратно.

Как свидетельствуют документы, 22 апреля 1947 года в обратный рейс по маршруту Косистый - Хатанга - Дудинка - Туруханск – Красноярск вылетел самолет «Дуглас»  транспортного авиационного отряда Красноярского управления ГВФ. Пилотировал судно Максим Тюриков.

Максим Тюриков


На борту, кроме 852 кг груза, находилось 5 членов экипажа и 29 пассажиров, в том числе шесть  женщин и три ребенка. Не вдаваясь в технические подробности, скажем, что  через полчаса отказал левый двигатель. Погодные условия на аэродроме вылета наблюдались ниже минимума, поэтому возврат в Косистый не представлялся возможным. По трассе погода тоже была сложной, поэтому экипаж не нашел запасной аэродром -  Хатангу.

 

Решение – лететь на Волочанку. Через пять часов полета вышли в область хорошей погоды, но координаты определить не смогли. Стал греться правый мотор. Командир принял решение садиться на снег (толщина его до полутора метров). «Дуглас» сел, зарылся носом в снег, смяв его. Никто из находящихся на борту серьезно не пострадал. Связь оказалась односторонней: люди слышали позывные ищущих их бортов, но, к сожалению, спасатели не слышали потерпевших.

 

 На четвертый день  командир принял решение идти на поиски поселка или охотничьего стойбища. Кроме командира Максима Тюрикова, ушли бортмеханик Виктор Писмарев, бортрадист Алдексей Смирнов и шесть человек из числа пассажиров – всего девять человек. Надеясь на удачный исход предпринятой экспедиции, они взяли продуктов на 8-10 дней. Эту самоотверженную группу постигла трагическая участь. Буквально, через два дня после старта группы, 28 апреля, началась сильная пурга, которая продолжалась в течение двух  (!!!) недель и окончилась 10 мая. Судьба этих людей, подробности их следования и гибели остаются неизвестными.  


Останки командира корабля Тюрикова Максима Дмитриевича были обнаружены только 23 октября 1953 г. охотником колхоза имени Калинина Авамского района  Филиппом Сахатиным в истоках реки Шайтан примерно в 120 км юго-западнее от места аварийной посадки самолёта. Труп опознан по найденным на месте обнаружения документам (партийный билет, свидетельство пилота, записная книжка). Остальные два члена экипажа и шесть пассажиров считаются пропавшими без вести.

 

Упавший самолет  был обнаружен поисковой группой, и все 25 оголодавших человек во главе со вторым пилотом Сергеем Аношко вывезены 13 мая 1947 года на самолете Ли-2 № Н-426.

 

Согласно выводам комиссии по расследованию авиапроисшествия указано несколько основных причин. В их числе,  производство полетов по трассам Полярной авиации, производящееся без должной организации и подготовки со стороны Красноярского управления ГВФ, выпуск воздушного судна с аэропорта Косистый при погоде ниже минимума. К непосредственным же причинам отнесены технические неисправности главного шатуна левого мотора и генератора правого двигателя, а также ошибочное решение командира ВС о посадке на глубокий снег с выпущенными шасси.И все же хочется подчеркнуть, к чести командира и экипажа – во время аварийной посадки никто не пострадал. Уже один этот факт достоин благодарности, восхищения и доброй памяти командиру и экипажу.


Несколько строк о самом самолете. Американского производства поршневые самолеты С-47 «Дуглас» попали в Советский Союз в годы Великой Отечественной войны по ленд-лизу (особому соглашению между США и СССР). Самолеты  отличались прочностью и надежностью. В годы войны по тому же ленд-лизу они перевозили в СССР продовольствие, технику и вооружение. Некоторые летают и поныне (за границей). Два из них, которые участвовали в высадке десанта в Нормандии, в 2015 году прилетели из США на Московский международный авиасалон, преодолев для этого расстояние в 14 тысяч километров.

«Наш, таймырский» экземпляр «Дугласа» произведен в 1943 году, (серийный номер - 42-32892, заводской номер – 9118), сначала он был достоянием Полярной авиации и использовался для ледовой разведки над морями Северного Ледовитого океана. В 1946 году, получив обозначение «СССР Л-1204», передан в состав 26-го транспортного авиационного отряда Красноярского управления Гражданского Воздушного флота,  был задействован на регулярных пассажирских рейсах.

Все семьдесят лет многих людей волновала судьба самого самолета и людей, с ним связанных. Только 2 августа 2016 года стартовала патриотическая акция «Дуглас ждёт» по эвакуации практически целого самолёта в Красноярск, организованная Экспедиционным центром Русского географического общества в Сибирском федеральном округе. Одним из главных инициаторов экспедиции стал сотрудник музея Военно-инженерного института СФУ, подполковник запаса Вячеслав Филиппов.

  "Только благодаря директору Военно-инженерного института СФУ Евгению Николаевичу Гарину, нашедшему понимание у руководства Русского географического общества, и финансовой помощи неравнодушных людей всё же удалось успешно провести эту беспрецедентную операцию», - рассказывает Вячеслав Филиппов.

Евгений Николаевич Гарин

 

Авелина Максимовна Анциферова

 

Среди членов экспедиции — дочь легендарного лётчика Максима Тюрикова. В 1947 году ей было всего шесть лет, когда она узнала о гибели на Севере своего отца. Эта экспедиция, призналась она, стала главным событием в ее жизни.

Для демонтажа самолета был приглашен американский специалист Глен Мосс, пилот, не раз принимавший участие в подобных мероприятиях.

За 70 лет, которые самолёт пролежал в тундре, на его внутренней обшивке хорошо сохранились надписи, оставленные самим командиром и пассажирами.

 

Из этих записей и стали известны некоторые подробности полёта. Одна из последних записей датирована 1 мая: "Сидим одни. Всё на исходе. Духом никто не падает. Все ждём спасения. Праздник встретили весело", — написал на обшивке кто-то из пассажиров. Надписи на стенах самолёта были сделаны химическим карандашом. Причём нет сомнений, что все они — подлинные.

Экспедицию по эвакуации самолёта «Дуглас» с Таймыра можно считать уникальной. Самолёт хорошо сохранился, его разборка заняла всего одну неделю. Части самолёта на внешней подвеске Ми-8Т авиакомпании «АэроГео» доставили для погрузки на баржу. Расстояние от места аварийной посадки С-47 до реки Пясина составляло 78 км, Ми-8Т выполнил 5 рейсов. После погрузки разобранного самолёта, баржа отправилась вверх по Енисею в Дудинку и далее в Красноярск.  Восстановленный С-47 «Дуглас» станет одним из главных экспонатов музея освоения Русского Севера, который в скором времени планируется создать в Красноярске.

В музеях России нет ни одного экземпляра самолёта этого типа. Но дело, всё же не только в самом самолёте. В первую очередь, это память. Памятник красноярским лётчикам и самому АЛСИБу (воздушной трассе Аляска-Сибирь, по которой осуществлялся перегон самих самолетов из Америки и всего остального имущества по ленд-лизу).

Апрель-2017