Сындасско
Около трехсот километров севернее административного центра и в сотне от ближайшего поселка Новорыбная, на правом берегу Хатанги, где река расширяется в Хатангский залив, расположен Сындасско. У жителей этого поселка в арсенале шуток есть и такая: «Поеду в отпуск на юг… в Новорыбную». В «визитку» Сындасско можно внести те сведения, что он расположен почти на берегу моря, во всяком случае, вода в заливе соленая, для питья не пригодная. Чтобы запастись живительной влагой, нужно добраться на озеро, раскинувшееся в нескольких километрах за поселком, наколоть кусков льда, а летом просто набрать воды. Как сказала начальник территориального поселкового отдела Анна Бетту, это забота ЖКХ – подвоз питьевой воды осуществляет трактор, новенький, недавно полученный взамен отслужившего.
В визитной карточке поселка уместна будет и Угольная гора –«урдук кая», как называют ее сельчане. На каком бы транспорте ни подъезжали к Сындасско -снегоходе, судне или вертолете, силуэт «урдук кая» является первым и верным признаком приближения к поселку. А сама Угольная гора издавна являлась источником топлива, тепла для кочующего населения. Когда именно начали добывать и использовать уголь, никто не помнит. Но в похозяйственных книгах Карго-Кюэльского Совета 1931 года, куда входил станок Сындасско, в графе «профессия» рядом с некоторыми фамилиями значится «углевоз». Возможность добычи местного угля, по словам сельчан, не уступающего по качеству котуйскому, и в наши дни имеет для сындасских жителей актуальное значение.
На основании собранных архивных данных установлен год снования Сындасско – 1931 и дата празднования Дня поселка – последняя декада апреля, совместно с Днем оленевода. Хотя старожилы и утверждают, что станок, а позже поселение, фактория Сындасско образовался гораздо раньше, но конкретные сведения об этом уже выветрились из памяти. Статус поселка он получил, когда люди начали переходить на оседлый образ жизни.
Жители Сындасско очень свой поселок любят. В настоящее время ими собраны сведения о его истории, ведется летопись, повествующая о трагических и счастливых страницах малой родины
Самые тяжелые моменты в истории Сындасско – это репрессии тридцатых годов и годы Великой Отечественной войны. В те годы, записано в «Летописи», люди жили веками сложившейся жизнью, занимались исконными традиционными занятиями. Женщины, выкуривая длинные трубки (нагса), выделывали оленьи шкуры, камус, шили меховую одежду, обувь, долбили накопленные за зиму оленьи кости, варили их, добывая костный жир, сушили и коптили разрезанное на полоски мясо - заготавливали юколу, а также барку из копченых брюшин и спинок рыб. Мужчины рыбачили, занимались охотой, пасли оленей, собирали плавник, рубили дрова, изготавливали и занимались ремонтом оленьих упряжек, саней, балков. Были в поселке и шаманы. Жили дружно, помогая друг другу, а также больным, сиротам, старикам. Так было заведено по заветам отцов и дедов. Постепенно люди привыкали к жизни в новых условиях советской власти. Только в душе старшего поколения оставалась вечная печаль: начавшиеся репрессии, раскулачивание стало большой трагедией маленького поселка. Почти всех глав зажиточных семей увезли «куда-то». Не все они позже были реабилитированы.
Великая Отечественная война стала непомерным испытанием, как для всей страны, так и жителей поселка. Голодно. Холодно, Старики вспоминают, что жили и работали тяжело. Старались для фронта, для Победы. Для своих нужд не разрешалось забить ни одного оленя. Многие сындассчане ушли на фронт. Далеко не все из них вернулись. «Летопись» поселка называет все поименно.
Земляки хранят в памяти и на страницах записанной истории и события. Шли годы, постепенно жизнь налаживалась. Люди, в основном, вели кочевой образ жизни, жили летом в чумах, зимой – в балках. В 40-х годах начали строить капитальные жилые дома на основе срубов, привезенных с мест работы экспедиций – с мыса Ильи и поселка Кожевниково.
Велась большая культурно-просветительская работа. Молодежь охотно училась в школах колхозного всеобуча по подготовке колхозных кадров. 1938 год значится в «Летописи», как год образования колхоза имени Калинина, гремевшего впоследствии своими достижениями на весь округ. Председатель Совета в 40-е годы Чуприн Влас Петрович и председатель, возглавляющий колхоз более 12 лет Киргизов Алексей Степанович – эти и многие имена руководителей, передовиков производства навечно запечатлены на бумаге и в памяти земляков. Как и сланные страницы истории совхозного движения – на базе колхоза был затем образован совхоз «Арктический». Период его деятельности – это годы максимального расцвета поселка.
Современный Сындасско в сфере инфраструктур ничем не отличается от своих собратьев – имеются и функционируют все необходимые предприятия и учреждения. Население, в основном, занимается традиционными видами деятельности.
Сындасско, как Попигай, и Новрыбная – поселок оленеводов. Кочевые семьи - выходцы именно из этих поселков. Эти люди, влюбленные в тундру, работающие без выходных и отпусков в нашем обычном понимании, не мыслят и не желают другой жизни. Они ценят больше всего свободу, прелесть простора и уединенности, притяжение родной земли. Есть несколько дат в году, когда тундровики торопятся домой, в поселок, прихватив с собой национальные праздничные атрибуты: День рыбака, День поселка и День оленевода.
Самый красочный и широкомасштабный национальный праздник – День оленевода, к которому готовятся тщательно, задолго и проводят в соответствии с установившимися традициями долганской культуры. В трех отдаленных, сравнительно изолированных поселках полней и ярче сохранились традиции, обычаи, национальный колорит быта долганского народа и, конечно, язык. Если, скажем, в Крестах, общаются, больше по-русски, то здесь говорят на долганском языке. Одна из целей проведения национальных праздников состоит в том, что дети активно участвуя в праздничных мероприятиях, не забывают свой язык, культуру, а, значит, будут сохранять и развивать ее.
Именно поселок Сындасско завоевал титул столицы проведения самого главного праздника северян. Здесь насчитывается чуть больше сорока домов. В праздничные дни весь поселок прихорашивается: места спортивных соревнований отмечаются разноцветными флажками и шарами, оленьи упряжки и праздничные чумы украшаются самыми искусными орнаментами, сельчане надевают свои самые нарядные национальные одежды, готовятся изысканные северные блюда. В праздниках участвуют не только жители поселка, а их более пятисот, но и многочисленные гости. Торжество проходит с неизменным успехом.
Сындасско славится искусными косторезами. И хотя их направление характеризуется как якутская школа, все же земляки считают, что в искусстве резьбы по кости существует особый художественный вкус, своя сындасская школа. Высокохудожественные работы сындасских мастеров из бивня мамонта неоднократно и с успехом экспонировались на окружных, краевых и международных выставках.
Активно в поселке работает и МПЦ. Совместно с администрацией поселка молодежь принимает участие в грантовых программах. В 2009 году в рамках реализация мини-проекта «Улицы нашей мечты» в Сындасско силами поселкового молодежного центра проведены работы по благоустройству улиц. В частности, благоустроена детская площадка, изготовлены клумбы, большая картина, которая размещена на внешней стене СДК.
В рамках краевой целевой программы «Коренные малочисленные народы Севера на 2009-2011 годы» также реализовано два проекта «Процветай наш поселок» и «Зов из прошлого». В результате освоения грантовых средств построено два балка, в которых разместился краеведческий мини-музей. Приобретены материалы для изготовления двух чумов и национальных изделий, продукты питания, спецодежда, спортивный инвентарь. В рамках проекта были проведены мероприятия по приобщению молодежи поселка к жизни оленеводов. Тундровики делились с младшим поколением производственным и этнокультурным опытом.
Приятно отметить, что начальник территориального отдела поселка Сындасско Бетту Анна Ильинична признана лучшим руководитель 2009 года в номинации «Сельский руководитель».
-
Н.Ковальчук
Фото Анны Бетту