Готовы мы защитить Арктику и Северный морской путь?

Опубликовано: 14.09.2024 11:48
Просмотров: 288

 Готовы мы защитить Арктику и Северный морской путь?

Под ширмой "международного сотрудничества", само собой, и международного же права. Что интересно, обычно это приносит только ущерб России.

Вспомним, хотя бы самую недавнюю историю. В 2010 году тогдашний президент Медведев подписал с Норвегией «Договор между Российской Федерацией и Королевством Норвегия о разграничении морских пространств и

сотрудничестве в Баренцевом море и Северном Ледовитом океане». Те, кто учил географию в советское время, должны помнить эту карту:

 Пунктирные линии, идущие от восточной и западной границ СССР к Северному Полюсу и ограниченный ими сектор акватории Северного Ледовитого океана считался территорией СССР. Это был так называемый секторальный принцип деления арктических территорий между прилегающими к ним странами: 

А ведь обидно, особенно американцам - эвон сколько России досталось. Как Россия осталась без этих территорий - рассмотрим ниже, а пока о том самом сотрудничестве с Норвегией.

Как говорится, бывших председателей совета директоров ОАО "Газпром" не бывает. И поэтому, думаю я, в немалой степени было принято решение о разграничении территорий Баренцева моря, когда Дмитрий Медведев стал президентом. Вот карта этого разграничения, синий штрих-пунктир - как раз старая граница советского сектора.

 Вроде бы поделили по-братски, но вопрос - а нахрен это вообще было нужно? Вот тут-то собака и порылась скорее всего. Для разработки нашего богатого Штокмановского месторождения ни силёнок, ни технологий не хватало, а тут норвежцы и французы посулили своё участие. На потери нашими рыбаками обильных рыбой акваторий наплевали изначально, но и в нефтегазовой составляющей случился облом.

С заключением в 2010 году этого договора о разграничении морских пространств норвежская сторона смогла приступить к геологическим исследованиям. И выяснилось, что запасы углеводородов там таковы, что такую корову лучше доить самим, а Штокман пусть подождёт. В 2012 году сотрудничество по нему застопорилась, норвежцы вышли из него "в связи с возникновением новых проектов".

Бортанули короче, да и политика Норвегии в регионе не стала в отношении России более дружественной. Такое оно, международное сотрудничество, когда дело касается сулящих прибыль территорий.

А теперь о Севморпути, но сначала разберёмся с терминами. Все конечно слыхали о территориальных водах, ширина которых сегодня у практически всех государств равняется 12 морским милям. А откуда эти мили отсчитывать? Берётся так называемая нормальная исходная линия, которая соответствует линии наибольшего отлива вдоль этого берега. Но если берег сильно изрезан, то выбираются на нём определённые точки и соединяются прямыми линиями, от которых и отсчитываются терводы.

Всё, что находится под этими водами и над ними, а также воздушное пространство - принадлежит прибрежному государству. Однако иностранные суда могут проходить этими водами, если соблюдают установленные в соответствии с международным правом правила прибрежного государства (для военных кораблей есть особые правила). В связи с тем, что суда стали довольно быстроходными, затруднительно контролировать их только в терводах, поэтому к терводам прилегает полоса шириной ещё в 12 миль, так называемая прилежащая зона, в которой государство обладает правом осуществлять контроль в целях предотвращения нарушений таможенных, фискальных, иммиграционных или санитарных норм в пределах его территории или территориального моря или применять наказания за такие нарушения.

Ну и 200-мильная исключительная экономическая зона, в пределах которой добывать морские ресурсы и ковыряться на дне в поисках ископаемых без разрешения государства-владельца никому не позволено и оно может призвать к ответу за нарушение вплоть до применения оружия.

Это всё положения Конвенции ООН по морскому праву 1982 года. Руководство России всё подзуживало желание на равных правах влиться в международное сообщество и в 1997 году она подписала эту конвенцию. И тут же потеряла суверенные права на 1,7 млн кв. км своего арктического сектора.

А значит, заняться сырьевыми ресурсами этих территорий может кто угодно. Хотя тут такая тонкость есть. Космос тоже никому конкретно не принадлежит, теоретически, а на деле хозяйничать там могут только те, кто имеет технические возможности туда попасть. То же и в Арктике, как говорится - съесть-то он съест, но кто ж ему даст? Ледоколы у вас есть? У России порядка 40 единиц, у Канады 6 в весьма почтенном возрасте, у США 3, тоже не юноши, у остальных чисто для исследовательских целей.

Россия открыла СМП для международного судоходства ещё в 1991 году, но без наших ледоколов соваться туда никому не имеет смысла, хотя путь сокращается чуть ли не вдвое. 

Однако потепление климата вводит свои коррективы, и здесь союзником России остаётся едва ли не одна Грета Тунберг, с этим потеплением борющаяся. Льды отступают и Севморпуть становится всё более привлекательным, равно как и возможность добраться до минеральных ресурсов арктического региона.

Сейчас проход СПМ любого судна должен обеспечиваться нашим ледоколом и лоцманом. А это денежки, не лишние для России. Кстати, и для обустройства инфраструктуры самого СМП. Но если льды отступят ещё больше? И всё активнее становится риторика в пользу его "интернационализации". Северный Ледовитый океан, который несколько сот лет осваивался почти исключительно русскими, вдруг должен стать «общим». Т.е. Россия лишится и этих доходов.

Есть в Конвенции статья 234, которая предоставляет возможность принятия определённых законов в покрытых льдами районах в пределах исключительной экономической зоны России в её пользу. Теперь она многих не устраивает и надо бы было ограничить её действие.

Громко ратуют за это США. Хотя практика показывает, что если они заговорили о "свободе судоходства" в каком-нибудь районе Мирового океана, значит там должен появиться их военный флот.

Кстати, эту Конвенцию подписали даже Монголия и Узбекистан, великие морские державы. Не присоединились только порядка всего десятка государств в мире, и вы конечно догадались, что среди них США. У них-то тоже есть арктические районы побережья и никакого свободного судоходства они там не желают.

Если потепление продолжится, то суда смогут ходить маршрутом в более высоких широтах, огибая воды под российской юрисдикцией. В 2012 году китайский ледокол "Снежный дракон" уже совершил пробное плавание этим маршрутом, собрал большое количество научных сведений.

Китайцы в арктическом вопросе не уступают по напористости американцам. Согласно нормам международного права, утверждали они, Россия не может воспрепятствовать проходу коммерческих судов даже через свои территориальные воды. Особый статус СМП как зоны со специальным режимом прохода судов трактовался китайской стороной лишь как право российской стороны устанавливать режим страхования судов и предлагать платные услуги по обеспечению метеоинформацией, проведению спасательных операций и ледокольному сопровождению.

Учитывая особую значимость этого арктического маршрута, в КНР планировали не только обеспечить проводку своих судов при помощи собственных ледоколов, но и разработать выгодную ценовую политику с тем, чтобы китайские ледоколы обеспечивали проводку по Севморпути судов других стран, прежде всего участниц АСЕАН. Во избежание конфликта с Россией КНР хотела предложить ей идею создания совместной компании по управлению Северным морским путём. В 2014 году это вылилось в китайское предложение создания совместного с Россией Арктического пароходства.

Россия пока сумела отбиться от этих предложений.

Но эта китайская идея не разделялась не только самой Россией, а и представителями Японии и Норвегии, которые считали целесообразным создание Международной администрации СМП. Т.е. опять же вывести СМП из-под юрисдикции России. Хрен редьки не слаще.

Пока что мы стоим на своём. Правительство России разработало новые правила прохода по Севморпути для военных судов иностранных государств. Теперь кораблям ВМС других стран необходимо уведомлять Москву о намерении следовать этим маршрутом за 45 суток. Кроме того, на борту любого военного корабля должен присутствовать российский лоцман. Москва оставляет за собой право отказать в проходе по Северному морскому пути. Кроме того, в случае несанкционированного движения Вооруженные силы России могут применить чрезвычайные меры: арест или даже уничтожение нарушителя.

В отличие от других государств мы не приходим в Арктику только сегодня. Мы здесь всегда были, есть и будем.

Источник: https://pikabu.ru/story/lishitsya_li_rossiya_prava_vladet_severnyim_morskim_putyom_11799946

 

Эксперты Международного общественного движения "Аэронавигация без

границ" проанализировав все учения НАТО в Русской Арктике в 2023 году, в

органе СМИ "Хатанга.РФ" Центрального Арктического Форпоста России 25 июня

2024 года опубликовали статью - предостережение!

 

 

                       Готовы мы защитить Арктику и Северный морской путь?

 
Обращение к законодательным и исполнительным органам власти  ответственным за национальную безопасность по результатам учений стран НАТО и их партнеров в Арткике в 2023 году
 
 
Эти вопросы  мы задаем Комиссии по развитию арктических регионов Госсовета 
Но, в начале напомним  выступление Президента на ПМЭФ-2024
«Востребованной глобальной артерией становится Северный морской путь. В прошлом году по нему прошло 36 миллионов тонн грузов, а в перспективе перевозки могут превысить 150 миллионов тонн.
    
Для этого мы продолжим развивать инфраструктуру Севморпути, строить транспортные подходы к арктическим портам. Особая роль в этой работе отводится руководителям наших северных субъектов Федерации. В этой связи сформируем в рамках Госсовета комиссию по развитию арктических регионов и Северному морскому пути».
 
Руководствуясь Указом Президента Российской Федерации от 14 января 1994 года «О федеральной системе разведки и контроля воздушного пространства» нами сделан краткий анализ из открытых источников «Военная деятельность стран-членов НАТО и партнеров альянса в российской арктической зоне ответственности за обслуживание воздушного движения утвержденной Советом ИКАО в 2023 году».
 
  
Он должен настораживать все министерство и ведомства ответственные за национальную безопасность!
- Почему не слышат ветеранов аэронавигации  России, которые неоднократно поднимали вопрос  об обороноспособности страны « Чтобы муха не пролетела!»
 
  
- Почему не используется  великолепный проект  самолет «Русская Арктика», наш "маленьким АВАКС»?
 
  
- Почему широко не используется  в Арктике лучший в мире самолет - амфибия Бе-200, имеющий, в том числе сертификат на перевозку пассажиров? Мы летаем на старье.
 
 

Арктика. 2023 год. Военная деятельность стран-членов НАТО и партнеров альянса в российской арктической зоне ответственности за обслуживание воздушного движения утвержденной Советом ИКАО. 

29.09.2023 – 09.10.2023

Форт Уэйнрайт, Аляска

Учения и тренировки

США, Индия

Ежегодные учения направлены на укрепление американо-индийского главного оборонного партнерства и развитие сотрудничества в поддержку свободного и открытого Арктического, Индо-Тихоокеанского регионов.

23.09.2023

Северная Норвегия

Учения и тренировки

Великобритания, Норвегия, Германия, Бельгия, Франция, США, Финляндия и Швеция. Британский авианосец будет тренироваться в боевых действиях со странами Северной Европы, американцами и другими союзниками у берегов северной Норвегии.

22.09.2023

Центральная Финляндия 

Учения и тренировки

Норвегия, Финляндия. После тренировки с финским истребителем F/A-18 Hornet два норвежских истребителя F-35A впервые приземлились на финском шоссе. Сразу после приземления отрабатывалась так называемая «дозаправка в горячей яме»

19.09.2023 – 20.09.2023

Баренцево море

Облеты воздушного пространства

Два самолета ВВС США выполняли над Баренцевым морем в направлении российского арктического острова Новая Земля.

 

 

 

 

14.09.2023

Финляндия.

Облеты воздушного пространства

Большой дрон-разведчик пролетел вдоль границы с российской Карелией. НАТО подтверждает, что это первый раз, когда беспилотник Сил наземного наблюдения альянса пролетел над Финляндией.

22.08.2023 – 26.08.2023

Рованиеми. Финляндия

Учения и тренировки

Американские и финские ВВС проходят совместную подготовку в Лапландии, Северная Финляндия. Целью совместного обучения является укрепление способности ВВС Финляндии оказывать поддержку принимающей стране и развивать оперативную совместимость с союзниками по НАТО. Это называется тренировочным мероприятием Астрального Рыцаря. Astral Knight — это основа для учений и тренировок по комплексной противовоздушной и противоракетной обороне под руководством ВВС США в Европе (USAFE).

14.08.2023

Кефлавик. Исландия

Учения и тренировки

США, Исландия, Норвегия. Американские силы в Исландии решают задачу оперативной группы бомбардировщиков (BTF) по стратегическому сдерживанию в Арктике. Учения были призваны укрепить «всеобъемлющие мандаты этого командования по обеспечению безопасности на всем европейском континенте», а также предоставить летным экипажам возможность адаптироваться к задачам совместных и коалиционных операций в зарубежных точках.

 

 

 

 

03.08.2023

Финляндия

Облет воздушного пространства Арктики

Шведский военный разведывательный самолет пролетел над озером Инари на севере Финляндии для сбора информации от российских радиотехнических систем в районе Кольского полуострова.

12.07.2023

Барнцево море

Облет воздушного пространства Арктики

Пока норвежский P-8 Poseidon летел к северу от Кольского полуострова, американский RC-135V Rivet Joint кружил над самой северной Финляндией, недалеко от границы с Россией. Оба самолета находились в небе недалеко от сильно милитаризованной Мурманской области России одновременно во вторник, с полудня до 14:00 по местному времени.

30.05.2023 – 10.05.2023

Норвежское море

Учения и тренировки

Норвегия, Швеция и Финляндия в качестве хозяев, другими участниками являются США, Дания, Великобритания, Канада, Германия, Франция, Италия, Швейцария, Нидерланды, Чехия и Бельгия. Трансграничные учения «Арктический вызов», проводимые два раза в год, состоят из ежедневных боевых тренировок в воздухе.

28.05.2023 – 03.06.2023

Роваярви, Северная Финляндия

Учения и тренировки

Финляндия провела свои первые совместные учения НАТО с тех пор, как стала членом альянса. Это были также крупнейшие современные учения сухопутных войск Финляндии за Полярным кругом.

22.05.2023

Норвежское море, Северное море

Учения и тренировки

Американская авианосная ударная группа Джеральда Р. Форда проводит несколько учений с норвежской армией, флотом, военно-воздушными силами и спецназом в Северном море и арктических водах.

09.05.2023 -13.05.2023

Андёя, Северная Норвегия

Учения и тренировки в Арктике

Норвегия (принимающая сторона), другие члены и партнеры НАТО Союзнические военно-морские учения «Грозный щит» организуются каждые два года и проводятся под руководством Шестого флота США в сотрудничестве со структурами командования и управления в рамках НАТО. Целью учений является укрепление способности союзников сотрудничать в рамках интегрированной концепции противовоздушной и противоракетной обороны. .

27.03.2023

Форт Уэйнрайт, Аляска

Учения и тренировки

В прыжке с парашютом приняли участие США, Канада, Италия и Австралия, представители Чили, Непала, Монголии, Норвегии, Германии Целью воздушно-десантной операции был захват ночного аэродрома для обеспечения проведения ежегодных учений в региональном центре боевой подготовки 11-й воздушно-десантной дивизии; Объединенный Тихоокеанский многонациональный центр готовности – Аляска. Военные учения направлены на подготовку к операциям развертывания в арктических условиях и проверяют способность участников вести крупномасштабные боевые действия в условиях арктичемкой  погоды.

22023

Финляндия

Облет воздушного пространства Арктики

США. Впервые американский самолет RC-135 Rivet Joint совершил вылет в воздушное пространство Финляндии. Самолет пролетел на севере до авиабазы ​​Рованиеми, где находится авиационное командование Финляндии в Лапландии.

08.03.2023

Норвежское море

Учения и тренировки

Норвегия, Канада, Дания, Франция, Германия, Нидерланды, Испания, Польша, Великобритания,

США. Девять союзников по НАТО присоединяются к ежегодным морским учениям под руководством Великобритании Joint Warrior 23-1 у берегов Норвегии. Крупные учения задуманы как морской аналог учений «Джойнт Викинг» и включают в себя десантные операции, связанные с действиями «Джойнт Викинг».

07.03.2023 – 17.03.2023

Северная Норвегия

Учения и тренировки

Норвегия, Канада, Финляндия, Франция, Германия, Нидерланды, Швеция, Великобритания,

США.

Шесть союзников по НАТО, а также Финляндия и Швеция участвуют в крупных норвежских учениях «Джойнт Викинг», которые проводятся каждые два года. Зимние учения сосредоточены на подготовке и проведении крупных совместных операций по наземной обороне в холодную, арктическую погоду. Часть совместной деятельности с учениями Joint Warrior 23-1.

17.02.2023 – 18.03.2023

Аляска, Северный Ледовитый океан, Северная Финляндия.

Учения и тренировки

В рамках своих «зонтичных учений» Arctic Forge 23 армия США участвует в финских оборонительных учениях «Север», которые включают в себя переброску подразделений 11-й воздушно-десантной дивизии с Аляски в Финляндию, а также полевые учения в Финляндии. Участие армии США в учениях Joint Viking также проходит под эгидой Arctic Forge 23.

 
 
И это информация только за 2023 год...
 
 
Эти вопросы  мы задаем Комиссии по развитию арктических регионов Госсовета 
 

 

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Где находится