Российским БАС пришел сквозной НИОКР

Опубликовано: 30.07.2024 12:51
Просмотров: 310

Одно из лучших мероприятий национального проекта "Беспилотные авиационные системы" может стать разорительным для российских разработчиков и клондайком для иностранных. Минпромторг России объявил 19 июля отбор проектов на получение государственной субсидии для обеспечения затрат на проведение сквозных НИОКР по современным технологиям в области беспилотных авиационных систем.

Мероприятие предусмотрено федеральным проектом "Разработка, стандартизация и серийное производство беспилотных авиационных систем и их комплектующих".

Целью мероприятия, согласно паспорта федпроекта, является создание к концу 2030 года 59 новых типов БАС и их комплектующих, разработанных за счет представленной меры поддержки.

СКВОЗНОЙ НИОКР

Механизм сквозных НИОКР был разработан специально для национального проекта "БАС", чтобы максимально эффективно стимулировать разработку и изготовление отечественной унифицированной компонентной базы для последующего использования разработанных комплектующих в многих других типах БАС. 

Предполагается, что головной исполнитель сквозного НИОКР формирует технические задания не только на конечное изделие, но и на все ключевые комплектующие, которые сегодня в России не производятся и являются критическими с точки зрения технологического суверенитета. 

Важнейшим условием сквозных НИОКР является соблюдение принципа унификации, когда созданный в рамках одного проекта двигатель, сервопривод, модем или иной компонент может использовать разработчик другой типовой или индивидуальной конструкции.

В обязанности головного исполнителя входит и создание цепочек кооперации с соисполнителями в части создания унифицированных комплектующих. 

Цепочки кооперации, как и характеристики создаваемых комплектующих должны очень внимательно контролироваться со стороны Минпромторга и профессионального НТС в целях исключения двойного финансирования или избыточного дублирования создаваемых однотипных изделий с совпадающими ТТХ.

Таким образом, именно разработка собственных, отечественных комплектующих является стержневой идеей сквозных НИОКР, без соблюдения которой расходование бюджетных средств на такую меру поддержки теряет эффективность. 

 

УСЛОВИЯ

Более года потребовалось на запуск механизма сквозных НИОКР. 

Еще в 2023 году на Архипелаге 2023 представителями индустрии БАС был сделан доклад Андрею Белоусову о необходимых шагах и сроках принятия решений для выполнения планов национального проекта.

Предложения индустрии предусматривали вариативность требований в зависимости от выполнения квалификационных условий или от возможностей софинансирования, от способа казначейского или банковского сопровождения, от объема "прав на ошибку".

Также выводами Архипелага было отмечена необходимость механизма профессиональной отраслевой экспертизы технических заданий, цепочек кооперации и результатов выполнения таких НИОКР на предмет их соотносимости с действительными потребностями рынка, взаимоувязка объемов производства БАС, создаваемых по результатам НИОКР, и спроса в ГГЗ.

Также согласовывались условия софинансирования, сроки выполнения НИОКР и сроки коммерциализации результата, составлявшие изначально до 10 лет с момента завершения разработки. 

В 2024 году силами АЭРОНЕКСТ по поручению Президиума научно-технического совета (рабочей группы) при президиуме Правительственной комиссии по вопросам развития беспилотных авиационных систем было проведено исследование целевых ниш применения и необходимого типоряда беспилотных воздушных судов.

Объявленные Минпромторгом условия предоставления поддержки таковы:

  • весь срок выполнения проекта ограничен 3 календарными годами (по факту 2,5 бюджетных года). За это срок должны быть разработаны унифицированные отечественные комплектующие, разработаны, изготовлены опытные образцы БАС, обязательно должна быть выполнена сертификация типовой конструкции БАС; 
  • для БАС в составе с БВС с максимальной взлетной массой 500 кг и менее требуется внебюджетное софинансирование в размере 20%. При этом объем реализации должен составить не менее 2 размеров запрашиваемой субсидии в течение 5 лет с даты заключения соглашения; 
  • для БАС в составе с БВС с максимальной взлетной массой более 500 кг требуется внебюджетное софинансирование в размере 10%. При этом объем реализации должен составить не менее одного размера запрашиваемой субсидии в течение 10 лет с даты заключения соглашения; 

РИСКИ

Срок приема заявок на получение поддержки истекает 29 июля 2024 года

Многие разработчики БАС считают предложенные Минпромторгом сроки и условия невыполнимыми и способными повлечь негативные последствия как для отдельных предприятий, так и для отрасли в целом.

  • Сроки

Разработать и изготовить за 3 года требуемую рынку БАС с тяжелым БВС в целом не составляет проблемы. 

Однако, сегодня стоит задача не "скидать" беспилотник из иностранных компонентов, а спроектировать, испытать, выявить "болячки" и подготовить к серийному изготовлению десятки критических узлов и агрегатов для БВС.

Два года на внедрение в производство двигателя, трансмиссии или сервопривода, способных конкурировать по ТТХ и сроку службы с иностранными аналогами - срок критически малый.

  • Сертификация

Сертификация типовой конструкции, которая на данной стадии развития отрасли в принципе является необоснованной ни с какой точки зрения, займет не менее года в оптимистичном сценарии.  

  • Результат

Невыполнение условий предоставления субсидии или задержка сроков более чем на 6 месяцев обрекает российских разработчиков на полный возврат полученных средств и огромные штрафы, что фактически приведет к разрушению бизнеса. 

Как следствие, нуждающаяся в поддержке отрасль продолжит переклеивать этикетки, идя на оценку локализации, и выдавать зарубежную продукцию за отечественную.

Сертификацию все научатся проходить даже за 3 месяца, благо, расходы на эти процедуры разрешены условиями субсидии. 

Но, поскольку ограничения сертификата типа условиями субсидии не оговариваются, то для их выполнения ожидаемые условия эксплуатации тяжелых БВС  будут сужены до полетов в пределах прямой видимости на высоте 10 метров над безлюдной пустыней при идеальных метеоусловиях.

Тактика безрисковая для получателя субсидии, хотя и бесполезная для рынка.

Таким образом, очень правильный механизм НИОКР, очевидно, требует небольшой но срочной корректировки условий для достижения намеченных целей национального проекта "БАС".

Совет Ассоциации "АЭРОНЕКСТ" уже собирает мнения предприятий индустрии БАС и готовит соответствующие предложения в Минпромторг России.

Рассчитываем, что индустрия будет услышана и механизм сквозных НИОКР поможет отечественным БАС появиться, прежде, чем отрасль им накроется. 

 

https://aeronext.aero/press_room/analytics/252586

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Где находится