День Крещения Руси. Православие на Таймыре

Опубликовано: 26.07.2024 09:00
Просмотров: 500

     28 июля - памятный день для нашей страны – День Крещения Руси, которое относят к 988 году. Празднование было установлено федеральным законом в 2010 году. В этот день Русская православная церковь отмечает и день памяти равноапостольного князя Владимира, крестителя Руси. Нынче исполняется 1036 лет со дня этого исторического события. Следуя за хронологией, можно убедиться, что в конце Х века произошел ряд событий, которые во многом определили дальнейший ход истории. 

Свято Богоявленский Храм. Хатанга. 2007 год.

      Известные события включают в себя личное крещение киевского князя Владимира Святославича, его окружения и населения крупнейших городов Киевской Руси и, прежде всего, самого Киева.  С принятием христианства эта религия на Руси стала официальной. Все события отражены в древнерусских, византийских и других письменных источниках, которые и доносят до нас объективные сведения. 

Освящение храма Хетского. 2009г.

         Начало христианства на Таймыре относят к концу шестнадцатого – началу семнадцатого века с началом освоения полуострова первопроходцами. Тогда, более четырех столетий назад, в основы языческой культуры коренных народностей стали проникать и приживаться ростки православия. Они прорастали очень медленно, тем более, что местное население не было оседлым, имея кочевой образ жизни. 

Крестный ход. Хатанга. 2005 год.

      Не случайно вскоре после начала освоения казаками северных территорий появилась в этих краях православная церковь. «Где храм, там и родина» - эта истина, непреложная и актуальная для  первопроходцев, должна была получить свое материальное воплощение.                                                                                                                          Строители Храма. 1905 год.

 Логика подсказывает, что наряду с другими функциональными постройками  казачества – жильем, местом для сбора ясака и иных строений, тогда же возникла и православная церковь. Возникновение первого храма на Восточном Таймыре, а именно в Хатанге, датируется 1705 годом, то есть примерно через сто лет после образования самой Хатанги.

Хатанга. 19 век.

  Хотя несомненно христианская религия проникла сюда раньше, поскольку характерный для православия погост уже существовал, как и чин отпевания усопших. В течение трех веков хатангский Свято-Богоявленский храм имел статус самого северного православного храма в мире, пока не появился расположенный на более высокой широте храм в поселке Диксон. Правда, этот факт нисколько не умаляет славные страницы хатангского храма и православия, насчитывающего более 300 лет. 

Храм в Хатанге. 1910 год.

    Можно предположить, что для коренных народов Севера, принявших христианство, 1705 год стал сродни 988 году для славян, когда состоялось крещение Руси. Как утверждают историки, частично и здесь применялось массовое крещение в водах Хатанги и Хеты.  

Крещение. Хатанга. 2010г.

Практически с первых поколений коренное население приняло веру христианской православной церкви, не отказываясь, однако, от национальных обрядов предков. Хотя элементы язычества почитаются долганами и сейчас, этот народ  развивается как православный, что подтверждается многими факторами.  

Владыка в Хатангском Храме. 2009г.

    В государственном аспекте становление православия на Таймыре имело огромное прогрессивное значение. Со времени своего возникновения Богоявленская церковь несла социальную функцию, в ее записных книгах отражались все значимые явления, происходящие на территории, накапливалась их статистика. 

Владыка в Попигае. 2009г.

 Подобно современным ЗАГСам, в церковных книгах велся учет прихожан, состоявшихся браков, жителей умерших, новорожденных и т.д. Учитывались также данные по сбору ясака (налоговой пушнины) в царскую казну. И, главное – церковь вела к прогрессу в культурном и духовном развитии коренного населения, в формировании молодой народности – долган, возникшей от смешанных браков русских и аборигенов. 

Владыка Никодим. Хатанга. 2013 год.

     Постоянный священник в Хатанге появился в 1900 году, им стал Михаил Суслов, в иночестве, отец Макарий. Его имя навсегда занесено анналы исторической памяти, поскольку он все свои силы, добрую душу отдавал для укрепления православной веры на Таймыре. Его труд в экстремальных условиях Севера – свидетельство настоящего сподвижничества. Свою миссию священник принял с истинным смирением. В любое время года и в любую погоду на оленях и собаках ездил с проповедями по всей тундре к кочевникам, разъяснял веру Христову. 

В трапезной у отца Евфимия

 Он присоединил к православию более четырехсот человек разного вероисповедания.  Местное население его любило, относилось к нему с доверием. Отец Макарий стал первым просветителем угнетенных безграмотных малых народностей севера, был надежным помощником и защитником.  

Иконостас. Строительство храма.

      После установления советской власти гонения на церковь продолжались в течение нескольких десятилетий.  Службы в Хатанге не проводились.  Снова священник появился в Хатанге в середине девяностых - отец Николай, а через несколько лет его сменил  отец Даниил, впоследствии настоятель талнахского храма.   Нынешний настоятель Свято-Богоявленского храма, иеромонах Евфимий служит в хатангском храме с 2000 года. За эти годы он сроднился с хатангскими прихожанами, помнит всех поименно, знает, «что, у кого болит», всегда готов прийти на помощь, ответить на любой вопрос. Прихожане приходят в храм в будние и праздничные дни на проводимые службы, на разные требы: венчание, крещение ребенка, отпевание усопшего, покаяние и просто помолиться и спросить совета у священника. Понимая роль духовности в жизни каждого человека, настоятель Свято-Богоявленского храма искал пути приобщения северян к православию и укрепления их в вере. Православный храм,  находящийся в Хатанге, был единственным в  поселении. Исходя из норм численности населения на один храм, то его, казалось бы вполне достаточно. Но, если принять во внимание измеряющиеся сотнями километров расстояния, отделяющие хатангский храм от поселков, то ясно, что поселковые жители не могут быть его прихожанами. Многие сельчане уже давно высказывали желание иметь в своем поселке хотя бы часовню. По инициативе отца Евфимия при поддержке местных и краевых властей православные церкви были построены в двух поселках сельского поселения Хатанга – в Хете, а со временем  и в Новорыбной. 

Кубок Свято Богоявленского Храма по баскетболу

   Отец Евфимий отмечает, что теплее отношение к храму у детей, чем у взрослых. По сути, по его убеждению, сейчас происходит духовное возрождение народов всей Святой Руси. О православной вере долган говорят многие свидетельства, докатившиеся историческим эхом до наших дней. Одно из них, как сказал отец Евфимий, - каменный календарь (паскал) с зарубками, соответствующими не переходящим православным праздникам. 

Благодатный огонь в Хатанге. 2009г.

 Долгане не только их знали и почитали, но и сами вычисляли. В эти дни не рыбачили и не охотились. Хотя в соблюдении обрядов, как и у всех народов, у долган есть свои национальные особенности. Одно из ярких проявлений принадлежности долган к православной вере – погосты.    Испокон веков этот народ знал слово «грех» («ани»). Дети воспитывались без наставлений и нотаций, достаточно было сказать расшалившемуся ребенку «Ани!». Долганы - самый первый из семьи малочисленных народов Севера, на язык которого переведено Священное Писание – Евангелие от Луки. Автор перевода – известный долганский просветитель Николай Попов. Хатангу неоднократно посещали  высокие духовные лица.. Так, в апреле 2013 года в православной жизни Хатанги произошло важное событие – отдаленное северное село посетил епископ Норильский и Енисейский Никодим.    Он приезжал с целью ознакомления с территорией, с паствой Свято-Богоявленского храма.  Поддержка верующих, свидетельство того, что хатангчане – члены огромной семьи христиан – тоже входило в миссию его пребывания. В декабре 2014 года Хатангу посетил епископ Норильской и Туруханской епархии Владыка Агафангел.   Очень приятно, что все высокие гости, в разное время побывавшие в Хатанге, отмечали доброту, гостеприимность хатангчан, стремление к духовности. 

Пасха

    Почетное, запоминающееся и важнейшее событие в православной жизни хатангчан произошло 10 сентября 2018 года.   В рамках визита в Норильскую епархию патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Хатангу. По сравнению с центральными епархиями, на Крайнем Севере проживает несравненно меньше населения. Но по информации патриаршего пресс-центра, развитие именно этих небольших по числу прихожан епархий, имеет приоритетное значение для Церкви. 

Покаянно-охранный крест. 1998г.

      Хатанга встречала высокого гостя с небывалым воодушевлением, почтением и радостью.  Патриарх Кирилл обратился с речью к народу во дворе храма. Для этого заблаговременно была подготовлена кафедра снаружи здания церкви. Аудиторией проповеди стала вся Хатанга, буквально. Патриарх преподал свое благословение местным жителям – славянских национальностей и коренных малочисленных народов. Люди услышали много добрых слов в адрес Севера, Хатанги и хатангчан. Особо патриархом были отмечены заслуги настоятеля Свято-Богоявленского храма отца Евфимия, который в течение многих лет несет свой крест – обет богослужения в нелегких условиях нашего сурового края. Патриарх пожаловал настоятелю храма большой праздничный крест с благословением на право его ношения. А прихожане уносили от храма  патриаршее благословение, иконки и частицу великой радости от знаменательной встречи.   Пройдут годы, века и наши потомки напишут продолжение славной истории Свято-Богоявленского храма и православия на Таймыре.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Где находится