Эта притягательная Арктика…
Север во все века был сокровищем за семью замками – далекой, притягательной частью планеты. Главное – неизведанной. Его тайны и неизведанность во все времена манили людей, подобно тому, как в современности манит космос. Самые смелые из живущих на земле людей делали дерзкие выпады в сторону Севера, снаряжали отряды в походы и экспедиции. Постепенно продвигались на восток и на северо-восток, начиная отсчет своих километров и миль в европейской части необъятного материка Евразия. Фото Павел Макаров
В 16-17 веках достигли первопроходцы и неизвестной земли, гораздо позже обследованной и описанной. И получившей имя Таймыр. На этой земле на высоком правом берегу многоводной реки нашли пристанище несколько охотничьих жилищ местного коренного населения. Зарождавшийся населенный пункт, выросший впоследствии в Хатангу, сыграл ключевую роль в истории исследований Таймырского полуострова и прилегающей акватории Северного Ледовитого океана.
Фото Павел Макаров
Через Хатангу за несколько веков прошли сотни экспедиций, тысячи исследователей. Сегодня мы начнем публиковать летопись экспедиций, так или иначе коснувшихся нашего села. Невозможно написать обо всех: некоторые данные утеряны. К тому же, экспедиций было очень много. Вспомним хотя бы некоторые из них.
1626 год – первые упоминания о Хатанге. Посреди села стоит небольшая стела, на которой выбиты имена первопроходцев. Мы мало чего знаем о походах этих людей, но история донесла до нас их имена: Изосим Кайматов, Никифор Стародубец, Ерофей Хабаров, Никифор Хабаров. Об этих людях мало известно, лишь кое-что до потомков доносят беспристрастные строчки архивов. Фамилия Хабаров ассоциируется у нас, прежде всего, с Дальним Востоком. Хотя братья попали туда гораздо позже, чем на Таймыр. Однако их имена увековечены в названиях железнодорожной станции Ерофей Павлович и города Хабаровска.
Фото Павел Макаров
Беспрецедентное значение в исследовании Арктики имеет Великая Северная Экспедиция (ВСЭ), задуманная Петром Первым и свершившаяся уже после смерти императора. ВСЭ продолжалась с 1734 по 1742 гг. В интересах Российского государства вырисовалась необходимость изучения береговой линии Ледовитого моря (океана). В 18 веке Россия уже имела флот, благодаря инициативе и деятельности Петра Великого. Император писал одному из сподвижников: «Проведать дорогу через Ледовитое море дело нужное. Не будем ли мы здесь удачливее англичан и голландцев».
В рамках ВСЭ в 1736 - 1742гг. было предпринято несколько экспедиций по исследованию береговой линии полуострова Таймыр. Они стартовали из Якутии, из порта на реке Лене. Первая экспедиция, возглавляемая Василием Прончищевым, состоялась в 1736 году и закончилась трагедией: судно «Якуцк», на котором первопроходцы пробивались вдоль береговой линии полуострова, остановленное льдами, вынуждено было ретироваться. Василий Прончищев и его жена Мария, первая русская путешественница полярница, умерли, предположительно от цинги.
Фото Павел Макаров
Командование дубель-шлюпкой «Якуцк» принял Харитон Лаптев. Вторая попытка обойти полуостров, предпринятая в 1739 году, оказалась безрезультатной. Обладая сильным характером и незаурядной волей,
Харитон Лаптев принял решение зимовать на безлюдных, необжитых берегах Хатанги. Близ устья Блудной нашли удобное место, где выстроили из плавника целый поселок. Они пользовались этой базой в течение трех последующих лет исследований. Ее развалины и нашел через двести с лишним лет Владилен Троицкий. Остатки и следы базы могут увидеть и наши современники.
В 1740 году предпринята очередная, третья и последняя попытка «Якуцка» войти с Ледовитого моря в устье Енисея. И самая трагическая. Судно затонуло. Моряки, теряя по пути своих товарищей, прошли от места гибели «Якуцка», до устья реки Блудной, до базы. Харитон Лаптев, имея в подчинении сильную команду, принял решение довести дело до конца и обследовать береговую линию полуострова с суши.
В знаменитый поход к северной оконечности Евразии группа Семена Челюскина с базы Лаптева отправилась на шести собачьих упряжках 3 апреля 1742 года. По Хатанге до мыса Фаддея – путь уже ранее пройденный. От мыса начали компасную съемку неизвестной береговой линии. Самый северный мыс Азии, который стал носить его имя, Челюскин, по архивным данным, обогнул в ночь на 9 мая (по старому стилю) 1742 года.
Фото Павел Макаров
В тот день Челюскин написал в своем дневнике: «Погода пасмурная, снег и туман. В пятом часу пополудни поехал в путь свой. Сей мыс каменной, приярой, высоты средней, около него льды гладкие и торосов нет. Здесь именован мною оный мыс Восточный Северный. Поставил маяк – одно бревно, которое вез с собою».
Наши современники, группа кинодокументалистов под руководством Андрея Тимощенко, побывав на мысе Челюскина, оставили там на столбе металлическую табличку со словами Семена Челюскина, которые были его девизом - «Начатое свершиться должно». Примечательно, что надпись изготовлена по образцу почерка самого первооткрывателя.
фото Андрея Тимощенко
В настоящее время на мысе Челюскина функционирует небольшая метеостанция – все, что осталось от знаменитой и процветающей в советские годы комплексной гидрометобсерватории имени Евгения Федорова. Ныне на полярной метеостанции работает небольшая группа специалистов, которые ведут круглосуточные наблюдения за погодой. От бывшей достаточно мощной взлетно-посадочной полосы аэродрома осталась посадочная площадка для вертолетов. Служат там, конечно, и военные, прежде всего, пограничники.
фото Андрея Тимощенко
Сам мыс обозначен несколькими уникальными знаками. Помимо столба Семена Челюскина, столб пограничный, сложенный из камней гурий, указатель расстояний до известных пунктов, несколько могил с крестами.
Мыс Челюскина – условная точка, в которой сливаются воды двух морей – Лаптевых и Карского. Иногда самую северную точку Евразии посещают хозяева самых высоких широт – белые медведи. Есть там еще много чего, достойного внимания.
Словом – это уникальное место притягательно не по надуманным критериям, но совершенно объективно и справедливо.