Считаем оленей!
Олени – исконное богатство и гордость таймырской фауны, ее биологический ресурс. Символ Таймыра.
Олени. Фотография Петра Савченко.
В последние годы «олений» вопрос стал объектом пристального внимания властей всех уровней и темой для всестороннего изучения учеными. В 2021 году Министерство экологии и природных ресурсов Красноярского края проводит большой авиаучет оленей на территории Таймыра и Эвенкии, для чего выделены средства из краевого и федерального бюджетов. Авиаучет осуществляет Центральный Сибирский заповедник во главе с его директором Павлом Кочкаревым.
Где то на просторах Таймыра. Фотография Петра Савченко.
Участником большого проекта по изучению и мониторингу таймыро-эвенкийской популяции ДСО стал также Институт экологии и географии Сибирского федерального университета. Поскольку «теория … мертва, а древо жизни вечно зеленеет», группа научных сотрудников СФУ прибыла в Хатангу еще в июне, чтобы выполнить ряд практических задач по поставленной теме.
Фотография Петра Савченко.
Как рассказали участники проекта, научные сотрудники Александр Муравьев и Петр Савченко, начало исследованиям положил выигранный в 2014 году грант, который успешно использован на исследование миграции оленьих стад. Были получены интересные данные. Например, выявлено, что северные дикие олени около девяти месяцев находятся на территории Эвенкии и только три – на Таймыре. Исследования решено было продолжить. В 2020 году подписан договор о сотрудничестве по данному проекту между СФУ и компанией «Роснефть», которая обеспечивает финансовую составляющую. В рамках проекта и развернули научную деятельность сотрудники СФУ.
Основная задача – выявить численность означенной популяции ДСО и проследить миграционные пути оленей, сроки миграций, определить динамику и закономерность их изменений. Это длительный процесс, он требует накопления многолетних статистических данных наблюдений, их детального изучения и анализа. Над темой работает большой коллектив научных сотрудников: одни отслеживают по компьютеру данные, предоставляемые коллегами «с натуры», другие обеспечивает эти сведения, работая непосредственно «в поле». Да, за один сезон задачу одолеть невозможно, но надо с чего-то начинать. На сегодняшний день, как поделились красноярцы, значительный объем работ по комплексному плану выполнен. Причем, приходится заниматься самыми прозаичными практическими делами. Так, июнь ушел на то, чтобы окольцевать ошейниками представителей оленьих стад. Установленные GPS –передатчики позволят ученым последить все передвижения стада. Но прежде надо их соединить с оленями.
Лукунский лес. Фотография Петра Савченко.
Для этого участники проекта в течение суток дежурили в лодке на реке Хете в месте наиболее вероятной переправы оленей при их следовании со стороны Эвенкии на северные просторы Таймыра. Удалось поставить четырнадцать ошейников. Отличный результат! Отныне движущаяся оленья масса «на мушке» у красноярских научных наблюдателей. Предстоит повесить на оленьи шеи еще 7 ошейников. Подобным же образом: Только сейчас нужно будет караулить оленей на переправе на обратном пути их следования – с севера полуострова на просторы Эвенкии, куда олени уходят по распадку между двумя плато: Анабарским и Путорана. Кстати, ученые отметили, что миграционные сроки оленьих миграций за последние годы значительно изменились и стали очень ранними: прежде животные уходили с Таймыра значительно позже – в сентябре-октябре. Причины миграционных колебаний пока в стадии исследований, окончательные выводы делать рано, В решение этой задачи и пытаются внести свою лепту красноярские гости Хатанги.
Горы Бырранга. Фотография Петра Савченко.
Июльское время использовали на то, чтобы параллельно с обследованиями Минрироды произвести авиаучет оленей на сопредельной территории - на юг от гор Бырранга (центральная часть Таймыра). Первый вылет состоялся 7 июля. За две недели произведено 16 вылетов (читай, авиаучетов). Преодолен маршрут общей протяженностью около 14 тысяч километров. Обследована территория, ограниченная на западе реками Тарея, Пясина, на севере – южными склонами Бырранга, озером Таймыр; на востоке - до Хатангского залива. До реки Хатанги - на юге. Территория составляет порядка 45 тысяч квадратных километров. С воздуха были определены летовки – летние места скопления оленей и временного обитания – места, где животные находят пастбища.
По накопленным оперативным фото и видеоматериалам после тщательного анализа будут сделаны выводы о численности и структуре стад: наличии самок, самцов, молодняка и т.д. Таким образом будут определены перспективы дальнейшего развития стада.
Овцебыки. Фотография Петра Савченко.
Попутно в кадр вместе с оленями попали и исполины таймырских просторов – овцебыки. Вернувшись в семидесятые годы на свою доисторическую родину в количестве двух десятков особей, за четыре десятилетия они размножились в невероятной степени. Этому способствуют, как привычные, естественные и комфортные для них таймырские условия обитания, так и отсутствие факторов беспокойства. Овцебыков стало так много, что на них разрешена охота. Но это уже другая тема.
Одно из многочисленных озер на Таймыре. Фотография Петра Савченко.
А возвращаясь к вопросам об оленях, наши гости подытожили, что говорить о лимитах, лицензиях, квотах еще рано, поскольку результаты исследований и выводы еще только предстоит сделать.
Вид на Хатангу сверху. Фотография Петра Савченко.
Главное, что работа начата и успешно продолжается.
Перепечатка материала исключительно с согласия редакции сайта Хатанга.РФ