Живая легенда народов нганасан
Амалия Хазанович и нганасаны
Мы пришли к тебе, Ама,
Нганасане, твои друзья,
Нам отцы передали,
Что должна ты вернуться сюда.
Мы хотим твои мысли
Превратить в добрый, долгий рассказ,
На санях своих быстрых
Унести твой поседений наказ.
Эти трогательные слова высечены на скромном обелиске, который встречает каждого, входящего в поселок Новая со стороны реки. Собственно, других входов и нет. Обелиск посвящен памяти Амалии Михайловны Хазанович, которая еще в довоенные годы молодой девушкой приехала сюда по комсомольской путевке с предписанием ликвидации безграмотности среди коренного населения.
Амалия Михайловна Хазанович
Приехала на время, да и прикипела душой и сердцем к этим людям, к холодным просторам северной земли. Приехав сюда в 1936 году, она более пятнадцати лет отработала на Таймыре. Два года была с нганасами, кочуя вместе с ними по тундре.
Терпеливо учила их грамоте, прививала элементарные правила быта, чистоты, культуры. По мере своих сил и знаний оказывала медицинскую помощь, организовывала праздники, при этом относясь с глубоким почтением к установившимся веками традициям этого немногочисленного народа. Делилась с ними добрым словом и куском хлеба, а главное — полюбила этот простой бесхитростный народ, относилась к своим друзьями искренне и душевно. Северный народ отвечал ей взаимностью.
Уехав с Таймыра, Амалия Михайловна жила в Москве, занималась научной работой. Используя страницы своих тундровых дневников и записей, написала книгу «Друзья мои нганасаны». В ней искренне и объективно описала и о своей работе и о дружбе.
В 1986 году она вернулась на Таймыр, теперь уже навсегда. Ама, как ее называли нганасаны, и после смерти не захотела расстаться с ними. Согласно завещанию Амалии ее прах, привезенный из Москвы, где она умерла. развеяли по тундре из вертолета. Скромный обелиск в Новенькой и память людская – дань благодарности великому другу нганасанского народа, будет передаваться потомкам их поколения в поколение. Кто же такие нгасаны? Это один из самых древних, самых северных и, пожалуй, самых немногочисленных на сегодняшний день народов. По данным переписи 2010 года их насчитывалось порядка 800 человек. Будучи потомками древнейшего населения Таймыра, искуснейшими охотниками, они говорили на неизвестном языке. Но постепенно в течение столетий язык трансформировался под влиянием тунгусских и самодийских племен. К приходу русских нганасаны говорили уже на нганасанском языке самодийской группы. В соответствии с родами выделяют две группы нганасан: западные (авамские) и восточные (вадеевские) с центром в поселке Новая. Впервые название нганасаны было применено учеными в 1930 году, «нга» означает «человек». У нганасан есть письменность, она была разработана в 1990 году. Алфавит основан на кириллице с добавлением букв. В 1991 году на нем была выпущена первая книга — русско-нганасанский разговорник.
А. Хазанович в ТМКОУ «ХСШ № 1» на торжественном сборе дружины,
1982 г.
Во времена христианизации населения полуострова, новую для них христианскую религию приняли всего 10% нганасан, да и те не оставили своих вековых устоев, до сих пор народ исповедует свою древнюю религию. Традиционная религия нганасан — анимистический пантеизм, шаманизм. Развито почитание родовых покровителей в виде гор, камней, скал, деревьев, зооморфических фигур. Нганасаны верят в существование духов хранителей (койка).
Еда у нганасан — традиционная, присущая всем северным народам: рыба и мясо, птица. Причем, они знают и готовят много разнообразных блюд из этих продуктом, большой процент из которых принадлежит блюдам без тепловой обработки. Нганасаны умеют искусно хранить продукцию в любое время года. Причем, с минимальной потерей вкусовых и полезных качеств. Одевались издревле нганасаны в одежду, изготовленную из меха, в частности из шкур оленя, песца. Одевали ее на голое тело. В одежде до сих пор преобладает белый цвет. Украшают ее национальными орнаментами. Мужчины и женщины заплетали волосы в две косы, смазывали их оленьим жиром. В косы вплетали подвески из металла (няптухяй). К одежде детей было принято пришивать звуковые обереги — подвески-погремушки в форме кольца с нанизанными трубочками. По дуге над колыбелью скребли трубочкой или палочкой, чтобы успокоить ребенка и одновременно аккомпанировали колыбельной песне.
Интересная деталь: для защиты глаз от яркого весеннего солнца, белого искрящегося снега изготавливали специальные снеговые очки — сеймекунсыда. Они представляли собой пластину с прорезями, из кости или металла, на кожаных ремешках. сеймекунсыда
Исконное жилище нганасан — чум конической формы, покрытый шкурами. В нем жили от одной до пяти семей. У нганасан, как у любого народа, своя культура, свои национальные традиции, которым они стараются следовать по сей день. Одна из главных и красивых традиций отмечалась во время летнего солнцестояния — праздник в честь матерей природы. Устраивались различные молодежные состязания, спортивные соревнования, игры. А руководила праздником самая пожилая женщина. Фольклор нганасан разнообразен. Это, прежде всего, музыкально-повествовательные эпические сказания о подвигах богатырей, охотников. И они рассказывались в течение нескольких вечеров. У нганасан свои сказки, пословицы, поговорки, заклинания, частушки, отражающие их чаяния, образ жизни.
Музыкальные инструменты — бубен якутского типа с колотушкой, поющий лук, всевозможные жужжалки из птичьих перьев, гудки. Издавна в их рядах были искусные резчики по кости. Самыми известными представителями нганасанского народа в мире искусства — народный художник-график Мотюмяку Турдагин и самобытный художник из поселка Новая Александр Мойбо. Обоих уже нет в живых, но осталось их художественное наследие. Восточные нганасаны, приняв оседлый образ жизни, избрали местом своего поселения поселок, который и стал впоследствии Новой или Новенькой, как любовно ее называют местные жители. Из 300 человек, проживающих в поселке постоянно, нганасан чуть более всего 50. Казалось бы полсотни человек – это песчинка в море. Все относительно Это около двадцати процентов жителей поселка. Новая – единственный поселок в Хатангском поселении, где проживает так много нганасан.
Занятие грамотой с Асянду Васептэ 1937г.
А, если учесть, что во всем мире их насчитывается менее тысячи человек, то пятьдесят в поселке — это много! Сосуществование представителей двух национальностей создают в поселке особую атмосферу, свой не придуманный не передаваемый колорит, который отличает Новую от других поселков. В визитной карточке поселка Новая можно акцентировать единение, содружество двух северных малочисленных народов – долган и нганасан. Они составляют основной костяк населения, хотя есть в поселке и представители других национальностей.
Несмотря на то, что истоки, язык, культура, обычаи и обряды у этих двух народов разные и каждый старается их соблюсти и сохранить, тем не менее, здесь наблюдается своеобразный синтез долганских и нганасанских мотивов. Но самое главное – это дружба, взаимопонимание, доброжелательность, господствующие в поселке. С недавних пор здесь нет магазина с романтичным названием на двух языках «Кюн-Коу», что значит, солнце. Но смысл этой идеи сохраняется и проявляется в самой душе поселка.
Если Вам интересно познакомиться с самобытной культурой нганасан, то Вы можете просто оставить заявку на нашем ресурсе Туризм.хатанга.РФ - программа мероприятий уже на стадии завершения. Нганасане дружелюбный народ и всегда рад гостям. Нам есть чем Вас удивить!