Снова кому-то придется «бороться и искать» и однажды после долгих и бесплодных поисков вдруг на исходе сил и терпения, после опустошающих сомнений обнаружить во всем величии момент истины и ощутить связь времен тех, кто замышлял, и тех, кто исполнил...


Новая Североземельская гипотеза исчезновения Экспедиции Владимира Русанова на шхуне "Геркулес" (1912 - 14 гг):
"ЛЕДОВИТО-ОКЕАНСКАЯ" МЕЧТА ВЛАДИМИРА РУСАНОВА
"ПРЕРВАННАЯ" АРХИПЕЛАГОМ
основа сценария экранизации гипотезы (мультимедиа фильм-расследование).

ВВЕДЕНИЕ

В истории исчезновения экспедиции Владимира Русанова на шхуне "Геркулес", ярко просматривается необходимость применить золотое правило, которое срабатывает всегда - если ситуация зашла в тупик (а она зашла в тупик), следует вернуться в исходную точку и начать все сначала.
Именно тогда, появиться возможность увидеть общую картину и рассмотреть детали исторических событий, оценить реальные возможности экспедиции, понять мотивы нашего героя и устранить наконец, те ошибки, которые исказив суть вещей, превратили исследовательский подвиг в "странный поступок". Главная из которых, самая невыносимая - это традиционное, если не сказать ритуальное, непонимание истинных намерений Русанова.
Автор призывает молодых, дерзких и амбициозных исследователей обратить свой взор на таинственную границу двух стихий: Карского моря и моря Лаптевых, чтобы проверить новую гипотезу, которая своим потенциалом способна "перезапустить" идею "Двух Капитанов" Вениамина Каверина и стать движущей силой грядущего преображения «Ледовито-Океаского» фасада России.

Рис. 1 (схема реального маршрута "Геркулеса" в Карском море - 1912 год).

ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ

История исчезновения и последующего поиска экспедиции Владимира Русанова, набрав критическую массу неверных представлений и ложных гипотез, незаметно сошла на «нет», и в звенящей тишине (когда уже нечего сказать), была сдана в архив, лишив обескураженных «капитанов» главного исследовательского ресурса — мечты и надежды.

Сегодня, на фоне прерванного поиска, девиз трех поколений активной молодежи прошлого века «Бороться и искать, найти и не сдаваться» если и звучит, то с нотками фальши и двусмысленности, что, несомненно, требует пересмотра и реабилитации.

РЕТРОСПЕКТИВА

В начале XX века, для России грянул "гром" Цусимской битвы и несмотря на мужество и героизм русских офицеров и матросов, прошедших перед этим (в обход, вместо СМП) - 33 тысячи километров (через Атлантический, Индийский, Тихий океаны) - от Кронштадта до Цусимы и вступивших в бой с ходу - потери были катастрофическими. В Русско - японской войне, как в зеркале, отразились многовековые проблемы Северного Морского пути - выполнявшего унизительную роль "направления", а не национальной морской магистрали.
Осознав безальтернативность форсированного становления Пути, Российская Империя, как огромный корабль, начала разворот к собственному арктическому фасаду – началось строительство ледокольных пароходов, стартовала Гидрографическая экспедиция Северного Ледовитого океана (ГЭ СЛО, 1910-15 гг), производились научные исследования Баренцева моря, строились и вводились в строй полярные станции – в новоземельских проливах, на Ямале, в устьях сибирских рек.
Но... Предпринимаемые меры хотя и были жизненно необходимы для развития Северного Морского пути, были не в состоянии решить ключевую задачу: «узким» местом, по-прежнему оставались новоземельские проливы, которые по прихоти природы то открывались, то вновь оказывались заблокированы льдом. Решение этой задачи лежало в иной плоскости.
ТЕЗИС 1
Главной проблемой развития Северного Морского Пути являлась природная нестабильность проливов (открыты - закрыты) архипелага Новая Земля. "Поставив своей задачей выяснение естественных условий судоходства по Ледовитому океану и Карскому морю" - Владимир Александрович сознательно пошел на сближение с опасностью, недеясь одним маневром разрубить "гордиев узел", сдерживающий развитие России.
Камнем преткновения на протяжении многих десятилетий, оставались проливы архипелага Новая Земля. Привлекаемые в оперативном порядке ресурсы (строящиеся ледокольные пароходы, создаваемая инфраструктура СМП), не позволяли, тем не менее, перешагнуть через преграду, которая то и дело возникала на главной (в то время) артерии СМП. Если новоземельские проливы оказывались блокированы карским льдом, то в этом случае наблюдалась одна и та же безрадостная картина - караваны судов вынужденно простояв до конца сентября, перед ледовым затором, фиксировали срыв навигации и возвращались обратно. По этой причине мрачно выглядела и статистика: три года из десяти лет, Северный Морской Путь превращался в тупик.
Нивелировать негативное воздействие природной аномалии, можно было только одним способом - не стучаться в запертую дверь, а обойти препятствие. Не ожидать милости от природы, а продолжать движение... вокруг северного острова Новой Земли. Обеспечив тем самым, возможность маневра на самом проблемном участке СМП. Предпосылки для этого, благодаря накопленному опыту, существовали.
Справка:
Первые сведения о возможности мореплавания вокруг северного острова Архипелага, отображены в записке М. С. Сидорова на имя енисейского губернатора (1859 год) - "Когда Новоземельские проливы забиты льдом, то плавание в Карское море, возможно вокруг северной оконечности Новой земли, где должно сказаться влияние Гольфстрима".
А. И. Воейков и К. М. Кропоткин, в " Докладе комиссии по снаряжению экспедиции в Северные моря" (стр. 36) отмечают, что: "Капитаны Торкильденсен, Ульве, Казле и Недреваг в 1870 году, не обнаружив препятсвий, обогнули с севера Новую Землю и предприняли плавание по Карскому морю... ".
В 1871 году норвежский промышленник Маак на шхуне "Polarstjernen" подойдя к южным проливам Новой земли и убедившись что они непроходимы из-за льда, направился на север и обогнув мыс Желания, не встретив льда, продолжил плавание на восток. Первого сентября он спустился до широты 75° 25'', в долготе 82° 75' ' (против устья Енисея), где был встречен "замечательный тёплый слой воды, доходивший до +5°, +6° Ц". В 1878 году капитан Иоганнесен, тем же маршрутом вошёл в Карское море и открыл остров Уединения. (Ю. М. Шокальский " Мирской путь в Сибирь", стр. 24).
В докладе А. Варнека за 1902 год ("Распределение льдов и условия плавания на морском пути в Сибирь" / А. И. Варнек - Санкт-Петербург, 1902. - 36 с.), говорится - "В Карском море течения не имеют никакого влияния на движение льда, которое вполне подчинялось направлению ветра. Ветер имеет огромное влияние на движение льда. Господствующее направление ветра за целый год, как в Карском море так и на Новой Земле - N и NO (северный и северо-восточный). Уже в мае в Карском море преобладает NO и начинает нажимать скопившиеся за зиму массы льда, в следствии чего лёд, не имеющий почти никакого выхода, должен держаться здесь летом очень долго" (Стр. 11). И далее (Стр. 12) "Изучение случайных отклонений, вероятно даст скорые практические результаты и сведётся, может быть, к простому правилу: идти на север когда на юге лёд, и спускаться на южные широты, когда встречены массы льда на севере".
В докладе Л. Л. Брейтфуса (Морской путь на Дальний восток - 1904 год), который заслушивался на общем собрании Императорского Общества судоходства, под председательством А. И. Вилькицкого, отмечается что маршрутом "вокруг м. Желания, с 1869 по 1904 годы, воспользовались более 25 экспедиций, норвежских и русских зверопромышленников" и что: "Главные препятствия судам, шедших в Сибирь, встречались в южных Новоземельских проливах, которые нередко оказывались в навигационное время блокированными льдами, особенно во время северо-восточных ветров".
Даже поверхностного экскурса в историю достаточно, чтобы понять: вопрос о возможности обхода с севера Новой Земли, был предметом разговоров, дискуссий и докладов в самых разных местах - в заснеженных зимовьях и в светлых залах Императорских обществ, на страницах газет и журналов - где и поморы, и мореходы, и учёные мужи ратовали об одном и том же: о скором открытии и освоении альтернативного маршрута на самом проблемном участке СМП.
Однако отсутствие каких-либо научных данных о северной части Карского моря грозило превратить изыскания в мучительный и долгий бюрократический процесс. В то время как реальные интересы Государства требовали безотлагательного решения. Иными словами – сформировался определённый запрос на ПОСТУПОК (как инструмент мгновенного преобразования теории в практику) и вопрос заключался лишь в том – кто и когда сделает осознанный и самостоятельный выбор. (Теперь нам известно: кто и когда)
По калейдоскопу тех событий отчетливо видно, как идея реализации разведочной миссии выходит у Русанова на первый план, становясь среди других главной.
Рис. 1 А (схема В. Русанова о распространении Гольфстрима в Карском море - 1910 год)
В програмной статье «Возможно ли срочное судоходство между Архангельском и Сибирью через Ледовитый океан?» Владимир Александрович излагает план сквозного плавания:
- До сих пор, с непоколебимым и непонятным упорством стараются пройти в Сибирь… возможно южнее: через Югорский Шар, через Карские Ворота, в более редких случаях через Маточкин Шар. Я предлагаю, как раз обратное. Я предлагаю огибать Новую Землю как можно севернее.
В других статьях он нередко возвращается к отдельным положениям изложенного плана, прорабатывая и детализируя свои предложения по отдельным направлениям, но главное уже произошло – зародившаяся мечта «Ледовито-Океанского» пути (по Русанову) обрела стержень, утвердилась в его сознании, материализовалась в лекциях, письмах, статьях. Оставалось убедиться в правильности своих суждений опытным путём, что было возможно только на просторах самого Ледовитого океана
Русанов отчетливо осознавал, что без решительного шага осуществить чаяния многих поколений и реализовать в полной мере идею Северного Морского Пути не получиться – страна, вместо решения проблем на этом направлении, будет вынуждена топтаться на месте и накапливать хроническую усталость.
ТЕЗИС 2

Считалось, что цели и задачи последнего похода В. А. Русанова «достоверно не установлены». На самом деле свою идею – проложить высокоширотный маршрут – Русанов вынужден был скрывать, потому что заведомо знал, что официальные структуры посчитают всякое действие в этом направлении сумасбродством – «ведь всеми доказано, что Карское море – это сплошной лёд».

С высоты сегодняшнего дня очевидно, что все намеченные Русановым практические мероприятия по освоению трассы Северного Морского пути были не просто правильны, а скорее единственно верные. Но очевидное сегодня, тогда казалось невероятным. Да - предпринимались робкие попытки проникнуть в северную акваторию Карского моря, да - велись дискуссии, произносились доклады, но не более того.
Владимир Русанов не только прекрасно разбирался в происходящих процессах на полярных «окраинах» России, но и освоил скрытую тактику продвижения своих новаторских проектов - каждый раз добавляя к официальному плану экспедиции, свою "разведочную" программу - сначала "туманно" оговаривая, а затем добиваясь её фактического утверждения - "под личную ответственность".
Звёзды сошлись в 1912 году, когда Русанову поступило предложение от официальных властей России возглавить экспедицию на Шпицберген. В то время авторитет исследователя был настолько велик, что ему предоставляют карт-бланш относительно всех ключевых вопросов организации экспедиции – выбор и приобретение судна, подбор и формирование экипажа, закупка продовольствия, снаряжения, экипировки.

Идеальный шанс, и с привычной энергией Русанов берётся за дело – с расчётом на то, что ему удастся «на плечах» экспедиции на Шпицберген дать старт собственному проекту.
Экспедиция (двойного назначения) в сжатые сроки была подготовлена. В его распоряжении экспедиционное судно, опытный экипаж, запас продовольствия на один год, зимовочное снаряжение и гарантии от кураторов проекта выплатить жалование всем членам экипажа «Геркулеса» на случай зимовки. Получив гарантии он фактически - развязал себе руки на целый год - действуя по принципу "победителей не судят".
Свои планы он особо не скрывает, но и не рекламирует, по выражению
Н. Пинегина – «скрытничает». В статье «План Шпицбергенской экспедиции» Русанов отмечает:
- С таким судном можно будет широко осветить и быстро двинуть вперед вопрос о Великом северном морском пути – пройти Сибирским морем из Атлантического в Тихий океан.

Перед ним стоит двойная задача: исполнить поручение государственной важности на Шпицбергене (и он блестяще исполнил его), и не сорвать свою разведочную миссию.

ТЕЗИС 3

После «исчезновения» экспедиции по инерции считали, что за мысом Желания путь на восток «Геркулесу» преградили льды, но - изучение феномена Карского моря (полярный парадокс), помогло исследователям установить истинную картину – в последний день августа 1912 года, перед «Геркулесом» простиралось открытое море.

Особенность Карского моря, назовем ее условно «полярный парадокс», заключалась в невероятном природном эффекте – чем севернее суда пересекали его, тем разреженнее и слабее был лёд. Этот феномен имел конкретные географические координаты и наглядно определялся следующим контрастом – если в навигационный период (июль-сентябрь) южные проливы Новой Земли, а именно Югорский шар и Карские ворота, заблокированы льдом, то в районе северной оконечности архипелага – льда гарантированно нет. Не осталась незамеченной и периодичность этого феномена: два-три раза в десять лет.

Дело как выяснилось позже - в направлении, силе и продолжительности ветров, безраздельно господствующих на просторах Арктики, и в этом смысле они занимают главенствующую роль. Ветровой режим над Карским морем имеет довольно четко выраженный муссонный (устойчивый) характер: зимой преобладающий воздушный поток направлен с суши на море, то есть с юга на север, а летом с моря на материк – с севера на юг. В аномальные годы, когда возникает эффект парадокса, вектор ветров чуть смещается, и их сила и продолжительность усиливаются. В течении нескольких месяцев преимущество начинают получать северо-восточные ветра, в следствии чего ледовый ландшафт моря начинает резко меняться.

Рис. 2 (схема ледовой обстановки на конец августа 1912 года).

Пимерно раз в три года, в результате длительного воздействия северо-восточного ветра, над Карским морем складывается следующая картина:
1) южные новоземельские проливы - плотно блокированы льдом Карского моря;
2) расположенный на севере Северо - Карский ледяной массив надвинут на юго - западную часть моря, в район где ещё недавно (весной) находился Новоземельский массив, который в конце лета полностью исчезает или существенно сокращается - в пределах 10-20%, от первоначального;
3) одновременно происходит "отрыв" Северо - Карского массива по линии: о. Визе - о. Ушакова - архипелаг Седова и его дрейф (массива) в юго - западном направлении;
4) севернее, от указанной линии островов, лёд неподвижен (его сдерживают острова и айсберги сидящие на мелководье), но даже если барьер и пропускает в море " языки" прорвавшегося льда, то их тут-же подхватывает северо - восточный ветер и сносит в сторону от широтной линии (полоса в пределах 77° - 79° с.ш.); [1]
5) широкая, свободная ото льда полоса моря, простирается от мыса Желания до западных берегов Северной Земли - льду просто неоткуда взяться.

Классическое проявление парадокса можно проследить на примере навигации 1932 года, когда ледокольные пароходы «Русанов» и «Сибиряков» (с учёными на борту), войдя в Карское море через пролив Маточкин Шар (имелась информация о блокировании южных проливов льдом), с удивлением обнаружили на севере Карского моря чистую воду («русановский» вариант 1912 года). [2]

До открытия Северной Земли (1913 год) гидрографической экспедицией Северного Ледовитого Океана и открытия, советскими гидрографами (30-е годы XX века), широкого и длинного мелководья, и окаймляющих его на севере островов Визе и Ушакова, не было известно, что Карское море лучше всех арктических морей защищено от непосредственного воздействия океанских вод и льдов – с юга его ограничивает берег материка, а с остальных трех сторон — запада, востока и севера — море ограничивается островами. Эти острова и особенность Карских течений не позволяют льдам из смежного северного района заходить сюда, но они почти не мешают местным льдам уходить отсюда на север. В этом одна из своеобразных особенностей природы Карского моря.
Именно полярным парадоксом (интерпретируя его как следствие воздействия Гольфстрима), воспользовался Русанов, используя его как стартовый элемент высокоширотного маршрута, увидев в нём возможность преодоления неприступного барьера, многие века сдерживающего экономическое и политическое развитие России.

Известно, что в поселке Маточкин Шар была оставлена последняя весточка от Русанова, датируемая 18 августа (31 августа по новому стилю) 1912 года:
- Иду к северо-западной оконечности Новой Земли, оттуда на восток. Если погибнет судно, направляюсь к ближайшим по пути островам: Уединения, Новосибирским, Врангеля. Запасов на год. Все здоровы. Русанов.
Показательно, что в догадках относительно судьбы Русанова и его спутников терялись самые информированные и прозорливые. Между тем, в телеграмме недвусмысленно звучит намерение Владимира Русанова осуществить «ледовитоокеанский» маршрут, то есть самый северный, высокоширотный вариант – севернее острова Уединения, севернее Новосибирских островов и севернее острова Врангеля.
Грандиозно даже по нашим временам, а в то время поступок Русанова выглядел запредельно смело, на грани невозможного. Очень скоро высокопоставленные чиновники эту «невозможность» превратили в константу, породив при этом вполне долгоиграющий (доживший до наших дней) постулат, по умолчанию поддержанный всеми – «этого не может быть, потому что этого не может быть никогда».

Отсюда и невнятная реакция властей, откровенно не понимающих (или делающих вид, что не понимают) где производить поиски, и безрезультативность самих поисков, организованных под напором общественности в 1914-15 годах.

Да и наши современники, сделав поисковую ставку на район находок (острова Мона - шхеры Минина) и, заведомо игнорируя североземельскую версию, ни разу не подвергли анализу саму возможность «карского прорыва» экспедиции, тогда как основания для этого были – рейсы пароходов «Седов», «Садко», «Сибиряков», «Русанов», «Челюскин», «Таймыр» в начале 30-х годов прошлого века подтвердили: русановский маршрут был возможен.

Рис. 3 (схема плаваний по Карскому морю в 30-х годах).

ТЕЗИС 4

Все полярные авторитеты твердили, что достижение экспедицией архипелага Северная Земля является «невозможным». На самом деле экипажу "Геркулеса", понадобились считанные дни, чтобы триумфально завершить эпоху Великих географических открытий.

Эстафета непонимания спровоцировала путаницу в причинно-следственных связях, тогда как истина оказалась на поверхности: сначала созрела Идея (мотивация), затем появился идеальный Шанс (возможность реализации задуманного), а текст телеграммы Русанова – объявление о Действии (официальное заявление о намерении).
Если текст телеграммы переложить на карту района, в котором действовала экспедиция, то линия маршрута протянется от поселка Маточкин Шар вдоль западного берега северного острова архипелага в направлении на северо-северо-восток, и на меридиане мыса Желания линия поворачивает на восток.

С этой минуты для "Геркулеса" есть только один генеральный курс и всё что происходило потом – встреченные ледовые поля, отдельные острова, забарахливший мотор или штормовой встречный ветер – не могло сбить судно с намеченного маршрута. Они снова и снова, после всех неурядиц неизменно ложились бы на заданный курс – на восток. В этом направлении они видели своё предназначение.

Судьбе было угодно, чтобы летом 1912 года в описываемом районе случился очередной природный сдвиг и власть над ледовой обстановкой в Карском море получил полярный парадокс. Знал ли Русанов, что южные проливы Новой Земли загромождены льдом (что является фактом), уже не важно – путь от северной оконечности Новой Земли до таинственных берегов Северной Земли был свободен.
Ёмко, одной фразой, данную обстановку можно охарактеризовать словами Михаила Ломоносова: «Если где-то прибыло, значит, где-то убыло». Но в нашей ситуации потребуются пояснения – была наглядно продемонстрирована ситуация полярного парадокса, при которой блокированными льдами с востока оказываются все действующие проливы Новой Земли. Ни одно судно в этот год не смогло пробиться к сибирским рекам – южные проливы стали очищаться ото льда в первых числах сентября, спустя несколько суток после старта «Геркулеса», но на восточном выходе в Карском море до конца сентября продолжал держаться лед.

Исключением стала «Святая Анна» Георгия Брусилова, которая начиная с 15-го сентября 1912 года, смогла протиснуться среди льдов лишь до берегов Ямала. [3] Но когда глубокой осенью (1912 год) задули обычно преобладавшие здесь южные муссонные ветры, льды Карского моря, сплоченные на юге, начали стремительный дрейф на север, заполняя летнее разряжение (свободные ото льда пространства). Этим и объясняется необычный дрейф «Святой Анны» на север, определивший ее трагическую судьбу.

Рис. 4 (схема плаваний "Св.Анны" и "Св.Фоки").

Сценарий «ледяного мешка» (парадокса) мог реализоваться только при одном условии: при длительном воздействии не просто северного, а именно северо-восточного ветра. Если это действительно так, то в действие неминуемо вступал фактор, который и определяет возможность беспрепятственного прохождения по северной акватории Карского моря в полосе, в которой решил действовать экипаж «Геркулеса».
Этот фактор – Северная Земля, и цепь островов на севере Карского моря. Именно этот архипелаг определяет характер сложных процессов в центре Российской Арктики, являясь барьером, препятствующим проникновению тяжёлых (многолетних) льдов из Центрального Арктического бассейна в Карское море. В той или иной степени, фактор Архипелага срабатывает всегда – «работает» он и сейчас. [4]

Чем ближе «Геркулес» приближался к обширному архипелагу, тем меньше встречалось препятствий. Продолжительные северо-восточные ветры уже сделали свою необычную работу – очистили путь.
Если предположения верны, то следуя высокоширотным курсом на восток, в полосе свободного ото льда моря, ограниченной 78-м и 79-м градусами северной широты, «Геркулес» уже 4-5 сентября 1912 года теоретически мог оказаться в видимости Северной Земли. [5]

Открытие Северной Земли поменяло планы Русанова. В северной части пролива Шокальского, куда без сомнения они поднялись, первооткрыватели столкнулись с ещё одной закономерностью, теперь хорошо нам известной: тяжёлые ледовые поля были прижатые к восточным берегам тем же северо-восточным ветром. Теперь они блокировали уже Североземельские проливы на выходе в море Лаптевых.

С этого момента «окно возможностей» стало неумолимо схлопываться, стремясь в своих показаниях к нулю и окончательно закрылось в то время, когда было принято решение встать на зимовку.

ТЕЗИС 5

Находка в заливе Ахматова (объявленная мифом), является единственной "ниточкой" прокинутой нам из прошлого, которая позволяет исследователям определить место зимовки Экспедиции - пролив Шокальского.

На место зимовки экспедиционной шхуны указывает «стоянка неизвестных мореходов», обнаруженная топографом Н. Пьянковым в 1947 году на острове Большевик в 8-ми километрах от вершины залива Ахматова (западный берег). В докладной записке указаны интересующие нас артефакты – пять вскрытых консервных банок, след давнишнего костра и доски с обшивки корабля, скреплённые болтами – в нескольких километрах ближе к вершине.

Рис. 5 (схема "сквозного" прохода: фиорд Спартак - залив Ахматова).

В своё время внятных версий и выводов не последовало, и вскоре в штабе поиска утвердилась мысль, что находки топографа – миф. Между тем обращает на себя внимание примечательная природная особенность места «стоянки». С одной стороны – широкая долина дельты реки Костяной (названа В. Троицким) является удобным, по меркам суровой природы, местом привала, а с другой – с этой точки берет начало единственный сквозной проход в фиорд Спартак. Такое совпадение не может быть случайностью.

Из отчета спортивной экспедиции на остров Большевик (весна 1971 года):
- На западном берегу (залив Ахматова), в 8 километрах от вершины, в небольшом расширении между гор, находится урочище. Это своеобразный оазис. На террасах этой долины много травы и даже сейчас, когда кругом снег, на редких ветках стелющейся ивы ползают красные мохнатые гусеницы. Урочище рассечено глубоким каньоном, на небольших возвышениях справа – каменные осыпи. Из верховьев речки, текущей в каньоне, легко попасть в фиорд Спартак.

По характеру находок и местности, с явным указанием на выход в фиорд Спартак, можно заключить, что «стоянка» имела все признаки временного привала экскурсионной (исследовательской) группы, пришедшей сюда с места зимовки экспедиции. Есть только два географических объекта с которых могла «дотянуться» пешая разведка с «Геркулеса» – это фиорд Спартак и фиорд Тельмана (расстояние 22 и 28 километров соответственно).

Рис. 6 (схема маршрута "сигнального" отряда Экспедиции Русанова - 1913 год).

Допустим, что экспедиция Владимира Русанова выбрала для зимовки фиорд Спартак. В мае 1913 года, штатно пережив полярную ночь, экспедиция предприняла ознакомительную экскурсию (были и другие) к леднику Семенова Тян-Шанского. Взяв «из дома» (стоянка «Геркулеса») «доски с обшивки корабля», предположительно: фрагмент фальшь-борта "Геркулеса", предназначавшиеся для преодоления трещин ледника, и используя их как волокуши (для поклажи), исследовательский отряд (4-5 человек), пройдя по льду к вершине фиорда, поднялся по пологому отрогу ледника на отметку близкой к вершине. Здесь, при благоприятной погоде, где буквально «видно всё", что неоднократно отмечалось современниками-участниками лыжных походов на остров Большевик, находясь "в точке принятия решения" – одновременно наблюдая залив Ахматова и фиорд Спартак и визуально определившись с маршрутом возвращения (заметив проход) – они решили исследовать залив. Избрав кратчайший путь путешественники спустились в залив Ахматова, в районе озёра Тёмное, прошли несколько километров вдоль западного берега залива, и в начале сквозного прохода (место находок) сделали итоговый привал. После чего, воспользовавшись проходом из залива в фьорд, вернулись обратно к месту зимовки. "Доски", которые оставили за ненадобностью, использовав часть для костра, указывают на место спуска с ледника в залив (ближе к вершине залива). [6]

Вывод очевиден. В сентябре, находясь в проливе Шокальского, Экспедиция принимает решение встать на зимовку. Фьорд (Спартак или Тельмана) как нельзя лучше подходит для этого. Рядом "активная вода" пролива, хорошее укрытие от зимних ветров и штормов, и в тоже время прекрасное место для исследований (для геолога любой разрез - "открытая книга"). В одном из них экспедиция встала на зимовку.

ТЕЗИС 6

Установлена вероятная причина гибели экспедиции – после сравнительного анализа ледового режима североземельских проливов, выяснилось, что «Геркулес» оказался в ледовой западне - запертый невскрывшимся льдом пролива Шокальского - минимум два года (1913 -1914).

Анализ обстоятельств, приведших к гибели экспедицию Русанова, определённо указывает на то, что именно зимовка в сочетании с природной аномалией, когда благоприятный год сменяется суровым периодом (как правило более продолжительным), стала первопричиной гибели экспедиции.
На шхуне ещё царила эйфория от открытия новой земли, ещё озвучивались светлые планы на будущее и близкий берег манил своих открывателей. Но невидимый маятник начал своё обратное движение, и с этой минуты все они – и Владимир Русанов, и его невеста Жюльетта, и капитан Александр Кучин, и его однокашник штурман Константин Белов, и ещё семеро членов экипажа (всего 11 человек) – были обречены.

Рис. 7 (схема "открытия" Северной Земли Гидрографической Экспедицией (ГЭ СЛО) в 1913 и 1914 годах).

Никто из них не подозревал, что, пролив не вскроется ото льда ни через год (1913 -м), ни через два (1914-м) – все это подтверждается отчетом Гидрографической Экспедиции Северного Ледовитого океана (ГЭ СЛО). [7]
Это была настоящая ледовая ловушка. Арктика (по факту – космос на земле) запросто пропустившая их "в святая святых " своих владений, так просто обратно уже не отпустит.

Первое беспокойство появилось у зимовщиков видимо в августе 1913 года, когда время (северное короткое лето) неумолимо уходило, а надежда на скорое освобождение начала таять. Точно известно, что попытку вырваться из западни, куда угодил "Геркулес", они предприняли, снарядив "сигнальный" отряд.

Сроки старта отряда определялись готовностью к походу и состоянием льда. Если предположить, что всё-таки второе, то в августе 1913-го, с помощью всей команды они вполне смогли бы доставить шлюпку или моторный фансбот по заберегам до открытой воды, и имея в составе "сигнальной" группы 3- 4 человека, отправиться на "материк". Видимо, они условились, что в случае скорого освобождения шхуны из ледового плена, уходящий отряд поставит на полпути на приметном месте знак с надписью: "Геркулес 1913", приготовленный на месте и взятый с собой, для оповещения остающегося экипажа (обнаружен в 1934 году на северном острове архипелага Мона). В этом случае не требовалось пояснений, знак означал: "Мы достигли этого места, идём дальше".

Группа моряков на шлюпке покинула пролив Шокальского в направлении на юго-запад. Двигаясь вперед, она будет вынуждена непроизвольно оглядываться назад в надежде, что на горизонте кильватерного следа вот-вот покажутся мачты догоняющего их "Геркулеса ".

Шхуна, пленённая не взломанным льдом, осталась на месте. После ухода части экипажа, лишившись возможности что- либо изменить или предпринять, экспедиция (7-8 человек) вынуждена была оставаться со своим кораблём до конца. Агония " Геркулеса " могла произойти не раньше лета 1915 года – только при вскрытии припая (к этому времени оставшиеся на борту люди погибли). Ледовые жернова стёрли с акватории фиорда малейшие признаки присутствия человека, но на берегу, напротив стоянки "Геркулеса" (в одном из двух фьордов), наверняка сохранились фундаментальные следы первооткрывателей – продовольственный склад, хижина, обсерватория или знак.

ТЕЗИС 7
СТОЛБ "ГЕРКУЛЕС - 1913 г"
Весомый аргумент, который своей значительностью - затмил Истину.

Рис. 8 (фрагмент надписи "Геркулес - 1913 г".

Итоговый вывод предпринятого в прошлом поиска исчезнувшей экспедиции, можно проиллюстрировать цитатой из книги академика, доктора исторических наук В.М. Пасецкого: "Столб "Геркулеса" является не только одним из ключей к тайне исчезновения экспедиции Русанова, он усложняет и делает более туманной и непроницаемой эту тайну. Не будь этого столба, все, казалось, выглядело бы гораздо стройнее, проще и понятнее. Можно было бы более уверенно говорить, что Русанов, возможно, уже в 1912 году достиг Северной Земли. Но столб "Геркулеса" неумолимо отбрасывает нас к островам Мона". Принято считать, что памятный знак на острове Геркулес является вехой предельного плавания экспедиционного судна, где и произошла зимовка. Но...
В апреле 1914 года, затертую льдами "Святую Анну" экспедиции Георгия Брусилова, дрейфующую к этому времени севернее Земли Франца - Иосифа, оставляет группа моряков и под руководством штурмана Валериана Альбанова, осуществляет пеший поход к спасительной земле. В жестоких условиях Арктики, среди торосов и полыней, по движимому течениями и ветрами льду, теряя товарищей, штурман Альбанов и матрос Конрад смогли спастись, добравшись до архипелага (ЗФИ).
В документальной книге "На юг, к Земле Франца-Иосифа" Валериан Альбанов писал: "17 июня 1914 года. Волей-неволей теперь приходилось бросить палатку и одни нарты с каяком. Без палатки обойтись нетрудно, но с двумя каяками на восемь человек уже труднее. Бросили мы каяк, написав на нем предварительно: "Святая Анна", бросили нарты, палатку и еще кое-что и отправились в путь. Нарты теперь стали легкие". Этот эпизод произошел спустя два месяца, после того как отряд Альбанова оставил скованную льдами шхуну "Святая Анна". Утратив всякую связь со шхуной и ее экипажем, выбрав другую судьбу, штурман, тем не менее, обозначает свой отряд именно так - "Святая Анна".
Установить знак, люди Русанова, могли в автономном походе - "выбрав другую судьбу" - ситуативно, по любому поводу, показавшемуся им важным на тот момент - вынужденная из-за шторма остановка на острове, знак отставшим или догоняющим товарищам, имеющаяся у них давняя заготовка (еще с зимовки) или подходящий случай.

ТЕЗИС 8 ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Очевидно, что ответ на вопрос, о причинах исчезновения экспедиции Владимира Русанова, скрыт на безлюдных берегах Северной Земли.

Известно, что лето 1913 года у северных берегов Таймыра было необычайно холодным, вскрытие ледового припая, да и то не везде, происходило в сентябре, на месяц позже обычного. Зная это, можно утверждать, что двигаясь на шлюпке вдоль припая, они миновали острова архипелага Норденшельда, огибая их с севера, и достигли архипелага Мона, пройдя в общей сложности около 500 километров. Далее по известным находкам (остров Геркулес, мыс Русановцев и остров Попова-Чухчина), можно прочертить маршрут, теряющийся в шхерах Минина.

Рис. 6 (схема маршрута "сигнального" отряда Экспедиции Русанова - 1913 год)

Если по линии архипелаг Норденшельда – шхеры Минина обнаружение следов "сигнального" отряда экспедиции В. Русанова можно обозначить "как вполне вероятно", то значимые находки, способные поведать о судьбе экспедиции Русанова, ждут нас на месте зимовки экспедиции – в проливе Шокальского (фьорды Спартак или Тельмана).
Две-три точечных, выверенных экспедиции, организованных под эгидой Русского Географического общества, в состоянии запустить общенациональный процесс возрождения героики и романтики освоения высоких широт.


Юрий Веселянский
Русское Географическое общество.

 

Примечания

[1] П. Хмызников "Поход на "Челюскине", 1932 год - С парохода "Садко", находившегося у обнаруженного мелководья (на котором расположен остров Ушакова), очевидцы наблюдали такую картину: при северном ветре на юге - открытое море, а на севере льды были неподвижны - их сдерживали стоящие на мели айсберги.
[2]. Не случайно В. Визе в своей книге "Моря Советской Арктики", особо отметил:
«Хотя прогноз Гидрологического института и указывал на благоприятное состояние льдов в северо-восточной части Карского моря (1932 год), однако полное отсутствие льдов на всем пути к Северной Земле все-таки нас поразило. Капитан был этим, конечно, доволен, но отсутствие льдов совсем не пришлось по вкусу нашим киноработникам. Они начали жаловаться, что их жестоким образом обманули… Там, где «Седов» в 1930 году с трудом прокладывал путь среди льдов,
«Сибиряков» шел теперь по чистой воде, точно он находился где-нибудь в Белом море, а не в ледовитом Карском».
[3]. Из книги "На юг к Земле Франца Иосифа": "Святая Анна " сделала короткую остановку в проливе Югорский Шар, чтобы передать письма на стоящие там пароходы, которые так и не отважились войти в Карское море, белевшее льдами ",
стр. 15..Там же: " Не проходимый лёд, встреченный почти сразу после выхода из пролива Югорский Шар, заставили шхуну уклониться к югу в Байдарацкую губу, из которой "Святая Анна" почти месяц пробивалась в смерзающихся льдах к берегам Ямала".
Экспедиция Г. Брусилова (" Святая Анна "), подойдя 15 (н.с.) сентября 1912 года, к проливу Югорский Шар, выяснила у капитанов, ожидающих улучшения погодных условий (шхуна " Нимрод " и пароход "Вассиан"), что пролив очистился ото льда "только около двух недель тому назад" , но восточный его выход по-прежнему блокирован льдом (выписка из судового журнала экспедиции Г. Брусилова - "Записки по Гидрографии, т. XXXVIII, √. 4, приложение, стр. 12).
[4]. Из Руководства по Северному морскому пути: "Наиболее благоприятный вариант пути при сквозном плавании по СМП на самом западном его участке в июне и июле, чаще всего проходит через проливы Карские Ворота и Югорский Шар, а в сентябре и октябре - вокруг мыса Желания (повторяемость 55—80 %). В августе использование указанных вариантов практически равновероятно".
[5]. Акватория северной части Карского моря продолжает оставаться "прикрытой" (от воздействия паковых льдов Центрального Арктического бассейна), Северной Землёй, при условии воздействия северо - восточных и восточных ветров, но как только их вектор направления смещается к югу (северный ветер), то в "зазор" между Землёй Франца - Иосифа и островами Визе и Ушакова (глубоководный жёлоб Святой Анны), начинают "прорываться" океанские льды на границу Баренцевого и Карского морей.
В период между стартом "Геркулеса" 31 августа (отход при восточном ветре - см. В. Корякин "Русанов") и попыткой экспедиции Георгия Седова пройти от Новой Земли к ЗФИ (16 сентября), ветер уже был или северо- северо - восточный или северный. Н. Пинегин, участник экспедиции на " Св. Фоке", в своей книге "В высоких широтах", так описывает эти событмя: "Паруса — плохие помощники во льдах такого свойства, — двигались мы очень плохо. Лед сильно изменился, характер его совсем не тот. Похоже, что это не лед Баренцева моря, а какой-то иной, вероятнее всего, принесенный из полюсного бассейна. Льдины покрыты сугробами нетаявшего снега, морская волна едва ли касалась их непорочной белизны. Все выглядело достаточно угрожающе. Может быть, нам следовало еще с утра повернуть обратно и попытаться пробиться на север где-нибудь в другом месте, но не хотелось отступать, пока с наблюдательной бочки виднелись каналы".
6]. Летом 2005 года, на берегу бухты Мод полуострова Челюскин, был найден обломок корабельного фальшборта (длиной около 3 метров и шириной 50-60 см), состоящий из трех досок, каждая из которых в отдельности, имела толщину 25 мм и ширину 250 мм (с прогнившими торцами, которые были скреплены между собой «внахлест» болтами). Болты ржавые, но сохранившиеся частички цинка, указывают на то, что изначально они были оцинкованными. На кромке крайней доски (доски выбелены временем, но заметны следы сурика), удерживаемый одним сохранившимся болтом диаметром 8 мм и длиной 60 мм, находился фланец диаметром 84 мм. Фланец литой с четырьмя отверстиями диаметром 10 мм, с прокладкой из сыромятной кожи, разделен рисунком на четыре сектора, на каждом из которых имеются надписи:

/ PROV \ / PAT \ / \ / \

/ R. I. \ / APR. 1. 1891. \ / E. M. LART. \ / MFG. CO. \

Если предположить, что доски найденные в бухте Мод и в заливе Ахматова из одной и той же "серии", то мы получим представление, как выглядели "корабельные доски" и как их могли использовать "русановцы ".
Фланец хранится в Красноярске, в импровизированном музее "Полярной экспедиционной компании".

[7]. Гидрографическая экспедиция Северного Ледовитого Океана (1910-15) следуя по трассе СМП с востока на запад, 3 сентября 1913 года, совершив открытие Северной Земли и обследуя её восточные берега, прошла в видимости северо - восточной части пролива Шокальского. Участник тех событий Л. Старокадомский записал: "Иногда, слева от курса линия берега прерывалась сплошным ровным льдом, покрытым снегом. Берега отодвигались далеко вглубь и скрывались из вида. Невозможно было определить, видели ли мы пролив, покрытый не взломанным льдом, или обширную бухту".
На следующий год (1914), в начале сентября, экспедиция (ГЭ СЛО), снова с востока, на кораблях "Таймыр" и "Вайгач", подошла к проливу Вилькицкого. Видимо накануне произошло вскрытие пролива, потому что его заполняли плавучие льды, а в прибрежной полосе " сгрудились длинным непрерывным валом колоссальные льдины, видимо выброшенные на берег со страшной силой. Рассматривая эти исполинские льдины, мы невольно думали о том, что такого напора льда не выдержало бы никакое судно. Оно неминуемо было бы раздавлено".
Пробивая перемычки и лавируя между льдин, ледокольные пароходы проследовали по проливу Вилькицкого до юго-западной оконечности Северной Земли (о. Большевик), "за которой берег поворачивал к северу (мыс Неупокоева). У низкой юго-западной косы лежал береговой припай, к западу от него - сплочённый лёд. Сплочённые ледовые поля не давали возможности обогнуть Северную Землю с запада". Корабли от мыса Неупокоева повернули на юг и вскоре, из-за сложной ледовой обстановки, вынуждены были встать на зимовку. Эти цитаты свидетельствуют, что пролив Шокальского не вскрывался ни в 1913-м ни в 1914-м годах.

Литература:
Корякин В. С. - "Русанов ".
Старокадомский Л. М. - " Пять плаваний в Северном Ледовитом океане".
Альбанов В. И. - "На юг, к земле Франца - Иосифа"
Пасецкий В. М. - "Отогревшие землю".
Визе В.Ю. - "Моря Советской Арктики ".
Д. М. Пинхенсон " Проблемы Северного Морского пути", Т 2, стр. 63.
Владимир Русанов, статья "Экономическое значение Северного морского пути в Сибирь".
Владимир Русанов, " На "Дмитрии Солунском", отчёт экспедиции на Новую Землю, 1910 год.
Рудольф Самойлович, статья "Где искать Русанова?".
Николай Урванцев "Два года на Северной Земле".

 

Материал в обработке..... ожидайте пожалуйста

 

"ДВА КАПИТАНА"

ВЫСОКОШИРОТНАЯ ЭКСПРЕСС-ЭКСПЕДИЦИЯ РГО НА АРХИПЕЛАГ СЕВЕРНАЯ ЗЕМЛЯ ПО ПОИСКУ СЛЕДОВ ИСЧЕЗНУВШЕЙ ЭКСПЕДИЦИИ ВЛАДИМИРА РУСАНОВА НА ШХУНЕ "ГЕРКУЛЕС"

 

«Бороться и искать, найти и не сдаваться»

 

МАРШРУТ: Хатанга - мыс Челюскин - архипелаг Северная Земля.

ОРГАНИЗАТОР: туроператор: ООО "АНАБАР ТУР".

СОСТАВ ЭКСПЕДИЦИИ: 17 исследователей (10 туристов и 7 учёных/полярников/инструкторов).

СРОКИ: август 2025 года.

УНИКАЛЬНОСТЬ ТУРА

Роман Вениамина Каверина "Два Капитана" давно стал явлением культуры, которое положило начало массовому интересу к истории открытия и освоения Северного Морского Пути. Экспедиционный тур призван возродить в российском обществе героику и романтику освоения высоких широт посредством созидательных практик на основании новой североземельской гипотезе "Русанов" и программе поиска и сохранения Наследия Таймыра. 1. Сформированная аналитической группой РГО, гипотеза однозначно отсылает нас к героям романа Вениамина Каверина "Два Капитана" (отсюда и название тура), а любое будирование этой темы, тем более внесение новизны, вызывает реакцию в исследовательском сообществе и привлекает пристальное внимание социума (в своё время вся страна следила за ходом поисковой экспедиции газеты "Комсомольская Правда").

Очевидно, что экспедиция Русанова является первооткрывателем Северной Земли, но без доказательного факта мы обречены ожидать окончания медленного, но необратимого процесса - осознания-признания очевидного. Процесс стартовал в октябре месяце с лекции в Штаб-квартире РГО СПб (в Полярной Комиссии РГО, в Морской академии им. С.Макарова и т.д.) и по мере развития, гипотеза на каком-то этапе обретёт в глазах общества подобающий ей статус очевидной топ новости. О ней заговорят учёные/полярники/энтузиасты, к её реализации начнут стремиться, она привлечёт внимание СМИ, вокруг гипотезы начнёт формироваться определённое общественное мнение.

Форсировать обозначенные процессы призван экспедиционный тур, организация которого позволит уже сегодня приступить к подготовке поисковой экспедиции, а в августе 2025 года, произвести адресные исследования на месте вероятной зимовки Экспедиции (на которое однозначно указывает гипотеза).

2. Наличие программы поиска и восстановления объектов исторического наследия Арктики (проект "Преображение Таймыра" является победителем грантового конкурса РГО), гарантирует полную "дозагрузку" экспедиционного тура созидательной программой, на многие годы вперёд. В сектор досягаемости экспедиционного вертолёта, входит всё побережье полуострова Челюскин, от архипелага Норденшельда на западе до залива Фаддея на востоке, где находятся самые значимые исторические объекты, которые ожидают своих "капитанов".

Прерванная в 90-е годы прошлого века связь поколений, начнёт чудесным образом восстанавливаться. Возникнет новая реальность - в результате уникальных практик, начнет преобразовываться исторический образ стратегической территории - "Ледовито-Океанский" фасад России.

ПРОГРАММА ТУРА (19 - 22 августа 2025 года)

День первый. Утром 19 августа старт экспедиции (накануне - прилёт в Хатангу рейсовым самолётом). Маршрут: Хатанга - остров Фаддея - мыс Фаддея (две посадки на исторических местах для исследования объектов культурного наследия) и приземление на аэродром мыса Челюскин с целью дозаправки вертолёта и ночевки команды на метеостанции - ОГМС им. Е. Фёдорова (всего - 4,5 часа полётного времени и 8 часов на исследования).   День второй. 20 августа перелёт к проливу Шокальского - посадка и производство поисковых работ в фиорде Спартак на предмет обнаружения следов пропавшей экспедиции. В конце дня перелёт на научный стационар "Ледовая база мыс Баранова" (ААНИИ) - ночёвка/дозаправка на Стационаре (всего - 2,5 часа полёт и 9 часов на исследования).День третий. 21 числа вертолёт следует с ледовой базы "Мыс Баранова" к вершине залива Ахматова, где экспедиционеры целый день будут проводить исследования на территории обширной дельты реки Костяной, на месте обнаружения следов "неизвестных мореходов". Затем экспедиция следует на аэродром мыса Челюскин - дозаправка и ночёвка на ОГМС им Е. Федорова (всего - 2,5 часа полётного времени и 9 часов на исследования).  День четвертый. Вечером 22 августа 2025 года, по окончанию исследований на исторических объектах Таймыра (мыс Чекина и залив Симса), экспедиция возвращается в Хатангу (всего - 4,5 часа на полёт и 9 часов на исследования).

ФОРМАТ ИССЛЕДОВАНИЙ

Отправляясь на поиски следов первопроходцев, организаторы намерены сохранить формат и основные черты российской традиции полярных исследований. В русской традиции (в отличии от западной) не существовало идеала героя-одиночки. Несмотря на то, что в отечественных исследовательских кругах было много ярких личностей, все они работали на общее дело, и их личный вклад рассматривался как часть коллективной работы. В тяжелых условиях полярных экспедиций русские люди не забывали о таких основных христианских добродетелях, как способность к самопожертвованию, милосердие и взаимопомощь.

ШТАБ ПОИСКОВОЙ ЭКСПЕДИЦИИ

Общественный совет (состоящий из представителей туроператора и профильных специалистов РГО), задача которого - инициировать, формировать и реализовывать научный, общественный, частный и туристический интерес к территории.

ПЛАН ИССЛЕДОВАНИЙ 2025 ГОДА

1. Архипелаг Северная Земля. Поскольку основной характеристикой научной гипотезы является её проверяемость, резюмирующая идею, авторы проекта определили природный объект для первоначального поиска - безымянный залив на южном берегу фиорда Спартак - где вероятно и была устроена зимовка экспедиции Владимира Русанова. По этой причине побережье в районе залива, является приоритетным местом поиска (см. "План исследований экспресс-экспедиции на Северной Земле").

2. Залив Ахматова. Определение места исторических находок (1947 года), в районе дельты реки Костяная (западный берег залива Ахматова), руководствуясь при этом подробными инструкциями (см. План поисков в заливе Ахматова).

3. Полуостров Челюскина. Две посадки при следовании "туда" (остров Фаддея Северный, мыс Фаддея) и две посадки при перелёте "обратно" (мыс Чекина и залив Симса):

а) остров Фаддея - определить место высадки русских полярных мореходов XVII века (см. Красную книгу наследия, пункт 42) и в случае обнаружения - установить памятный знак (сложить гурий, установить заготовленную информационную табличку) и оставить капсулу с информацией (кто и когда обнаружил историческое место);

б) мыс Фаддея - поиск остова Гурия Великой Северной Экспедиции сооружённого в 1742 году (там же, пункт 40) и в случае обнаружения рядом с остовом разрушенного гурия - соорудить копию (сложить гурий), установить заготовленную памятную табличку и оставить информационную капсулу;

в) залив Симса - определить место где располагалось зимовье Русских Полярных мореходов XVII века (там же, пункт 42) и в случае обнаружения исторического объекта - закрепить место Знаком и памятной табличкой;

г) мыс Чекина - поиск места установки "маяка" (бревно из плавника) С. Челюскина при достижении им и его товарищами мыса "Северо-Восточного", в 1742 году (там же, пунк 37). Провести изыскания на предмет возможности, в последующем, установить на историческом месте достойный памятник морякам Великой Северной Экспедиции;

д) мыс Челюскина - рекогносцировка/осмотр места разрушения (шторм 2018 года) Гурия экспедиции Р. Амундсена, установленного в 1919 году на самой северной оконечности Евразии (там же, пункт 32), что позволит в дальнейшем найти оптимальное решение этой проблемы (см. Красная книга Наследия Таймыра).

 

УЧАСТИЕ В АРКТИЧЕСКОЙ СОЗИДАТЕЛЬНОЙ МИССИИ

Вымышленные и реальные герои романа "Два Капитана" - все они носители и хранители исторических традиций сформированными нашими героическими предками-первопроходцами освоившими Северный Морской Путь (СМП). Вениамин Каверин раз и навсегда сковал в одну эффективную, действенную и созидательную связку своих КАПИТАНОВ, которая является механизмом воспроизводства национальных духовно-нравственных ценностей - современный арктический "КАПИТАН" (полярник, турист, путешественник, моряк, геолог, гидрограф и др.) идёт по следам предшественника-первопрходца, ради торжества исторической справедливости и чтобы воздать должное первым полярным мореходам (ведёт поиск исторических объектов, восстананавливает их).

 

В августе 2025 года, организаторы экспедиции предлагают:

- войти в состав Полярной Экспедиции "Два Капитана" по поиску и восстановлению исторического наследия на недоступных пространствах Северного Ледовитого Океана;

 

- принять участие в исключительных высокоширотных изысканиях по реализации гуманитарной миссии национального значения в центральном секторе Арктики;

 

- получить возможность совершить сенсационные исторические открытия (буквально - вписать своё имя в историю Арктики), способные изменить устоявшиеся представления об открытии архипелага Северная Земля.


- побывать на исторических местах Таймьра, на которые высаживались его первые описатели, ставили маяки и гурии, где с ними происходили примечательные со6ытия;

 

- испытать волнующую сопричастность эпохе Великой Северной Экспедиции.

 

Маршрут разработан экспертами Русского географического общества и реализуется партнёром - туроператором.

 

Список рекомендованных вещей в экспедицию:

Солнцезащитные очки

Легкая, ветро- и влагонепроницаемая верхняя одежда

Перчатки и варежки

Несколько пар шерстяных носков

Термобелье

Непромокаемые ботинки с «чулком»-вкладышем на температуру до -50 °С

Спальный мешок

 

Стоимость тура для группы составляет - 

 

В стоимость тура входит:

  • Организация вертолётной заброски во время путешествия к Северной Земле
  • Размещение в отеле Мамонт (Хатанга)
  • Размещение на Мысе Челюскина и/или на станции «Барановка»
  • Питание во время полётов по Северной Земле
  • Все экскурсии и входные билеты в Хатанге
  • Оформление пропуска в пограничную зону
  • Опытные полярные гиды. В целях безопасности – с оружием.
  • Страховка
  • Групповая медицинская аптечка
  • Спутниковый телефон на случай необходимости

 

В стоимость не входит

  • Личное снаряжение и одежда
  • Возможные расходы из-за задержек
  • Питание в гостинице Мамонт (Хатанга)

 

Подробнее: Новая Североземельская гипотеза исчезновения Экспедиции Владимира Русанова на шхуне "Геркулес" (1912 - 14 гг)

Где находится