Новости
Летим на Полюс!
Полюса Земли и то, как их достичь, издавна волнуют человечество. Но только в двадцатом веке началось активное стремление, реальное движение к высшим, уникальным точкам планеты. Сначала двинулись в края неизведанные самые мужественные и самые одержимые – первопроходцы, затем исследователи и, в конце концов, простые смертные – туристы. О возникновении и развитии арктического туризма нам поведали известные полярники, путешественники, неоднократные участники экспедиций на Северный полюс Виктор Боярский и Михаил Чернобыльский. Итак, о вчерашнем и сегодняшнем дне движения к самой северной точке планеты.
Первая вертолётная экспедиция к Полюсу состоялась в 1992 году. Организаторами выступили две российские компании — «ВИКААР» и «БАРК». Первая группа туристов составляла всего 12 человек (все из Франции). Полёт по маршруту Диксон – архипелаг Северная Земля – Северный полюс – Диксон выполнялся на трёх вертолётах Ми-8, два из которых выполняли функцию танкеров для дозаправки пассажирского вертолёта.
Спустя всего год, в 1993 году, была реализована туристическая программа на Северном полюсе с использованием промежуточного ледового аэродрома и временной ледовой базы, получившей впоследствии известность под названием «Барнео». Первыми туристами – участниками проекта Барнео – стали парашютисты, совершившие прыжок на Северный Полюс.
Осуществление подобного проекта стало возможным с использованием технологий строительства временных баз и ледовых аэродромов на дрейфующем льду, разработанных и успешно применявшихся в высокоширотной Арктике в 60-80-е годы прошлого века для проведения разного рода научных исследований.
1978 год. Установка лагеря на ВШЭ
1978 год. Каркасная арктическая палатка Шапошникова (в народе - КАПШ)
С прекращением их в те самые 90-е возникла возможность своеобразной конверсии этих технологий, которая, в конечном счёте, привела к разработке и внедрению международного проекта с несколько необычным названием «Барнео». Да, именно Барнео, через «а». Современный Барнео – это комплекс, включающий ледовый аэродром и жилые модули, построенные из каркасных палаток, отапливаемых тепловыми пушками. Стандартные жилые модули площадью около 40 кв. м предназначены для вполне комфортного проживания одновременно десяти человек, два модуля кают-компаний, каждый площадью 80 кв. м, соединены через общий кухонный блок. Кроме того, в состав лагеря входят отдельно стоящие модули с электрогенераторами и гаражом для снегохода и баня. В зависимости от необходимости лагерь может принимать одновременно до ста человек и даже более. Возведение стандартной жилой палатки занимает всего 2-3 часа.
Ледовый аэродром – это взлётно-посадочная полоса, строящаяся с помощью тракторов и доводимая до возможного в этих условиях совершенства вручную. Параметры полосы в среднем вписываются в необходимые стандарты при длине свыше 1000 метров и ширине 60 метров. Рядом с полосой размещаются палатки лётного состава и диспетчера полётов.
Строительство полосы – завершающий этап сложной транспортно-логистической операции, начинающейся в середине марта с вылета двух вертолётов Ми-8 с аэродрома базирования (в последние годы это вертолеты красноярской авиакомпании «АэроГео») через научную станцию Мыс Баранова на архипелаге Северная Земля и далее на север вдоль меридиана 95 градусов восточной долготы в точку на дрейфующем льду Северного Ледовитого океана на максимально возможном по запасу топлива удалении.
В зависимости от ветра эта точка может быть на широте 87-88 градусов. Одновременно с вылетом вертолётов, в Мурманск доставляются бочки с топливом для заправки вертолётов и два трактора для строительства взлётной полосы, которые раскрепляются на специальных платформах для десантирования. Вертолёты сообщают в Мурманск точные координаты точки и при благоприятных погодных условиях самолёт Ил-76 вылетает по маршруту Мурманск – точка стоянки вертолетов – район Северного полюса – Мурманск.
После сброса топлива в количестве достаточном для полной заправки двух вертолётов, самолёт уходит в точку, близкую к Северному полюсу, где выбрасывает десант парашютистов и оставшееся топливо, и затем возвращается в Мурманск. Вертолёты, придя в точку второго сброса, заправляются и вылетают на поиски ледового поля для аэродрома.
Это должно быть достаточно большое – не менее 2х2 км – поле толстого однолетнего льда с толщиной не менее 150 см, необходимой для безопасной посадки самолёта Ан-74, который будет осуществлять все пассажиро-транспортные операции на Барнео. Координаты найденной льдины сообщаются в Мурманск, и самолёт Ил-76 совершает второе десантирование генерального груза – двух тракторов и топлива, а затем возвращается в Мурманск под загрузку оставшегося топлива и вылетает в район строительства базы для заключительного третьего десантирования. Тем временем начинается строительство взлётно-посадочной полосы, продолжающееся, в зависимости от условий, от двух до пяти дней.
Когда полоса готова к приёму самолётов, первым техническим рейсом на Барнео вылетает самолёт Ан-74, на борту которого находятся представители лётной инспекции (Росавиация), осуществляющие техническую приёмку полосы. Доставляется снаряжение, оборудование и начинается строительство лагеря, в котором принимают участие все находящиеся на льдине и свободные от других работ участники экспедиции.
Как только лагерь будет готов, начинаются пассажирские рейсы с туристами и научными работниками. Продолжительность сезона на Барнео, как правило, не превышает трёх недель в апреле. За это время лагерь посещает в среднем 200-250 человек.
Во время сезона на Барнео реализуется множество разнообразных по продолжительности лыжных программ, участники которых проходят на лыжах дистанции от 200 до 5 километров с непременным финишем на Северном полюсе. Доставка участников в точку старта, эвакуация их с Полюса, равно как и обеспечение их страховки на маршруте, осуществляется двумя вертолётами Ми-8, находящимися на Барнео в режиме постоянного дежурства.
Помимо лыжных, успешно реализуются программы посещения Полюса на вертолётах, прыжки с парашютами и погружения с аквалангами в точке, близкой к Полюсу. Барнео помнит даже свадебные церемонии!
На Барнео регулярно организуется марафонский забег (North Pole Marathon) в районе лагеря с последующим посещением участниками забега Северного полюса на вертолётах.
В течение всего сезона на Барнео работают группы российских и зарубежных учёных, занимающихся исследованиями океана и морских льдов. Надо отметить, что после прекращения в 2013 году (в связи с ухудшением ледовой обстановки и климатическими изменениями) работ по организации дрейфующих научно-исследовательских станций, ледовая база Барнео остаётся на сегодняшний день единственной опорной точкой российского присутствия в высокоширотной Арктике.
Долгое время точкой старта всех экспедиций на Барнео служил город Лонгйир на архипелаге Шпицберген. С изменением геополитической ситуации было принято решение перестроить логистику таким образом, чтобы маршрут пролегал только по территории России. Так, неожиданно проект вернулся к своим истокам, ведь первые экспедиции в 90-е годы осуществлялись из Хатанги.
Сейчас каждый апрель участники экспедиции слетаются в Красноярск, откуда их доставляют на Барнео самолеты Ан-72 чартерными рейсами через Хатангу и Мыс Баранова. В Хатанге пассажиры размещаются в комфортабельной гостинице Мамонт Инн, специально предназначенной для приема арктических путешественников. В программу кратковременного пребывания в Хатанге входит посещение Музея мамонта в леднике, краеведческого музея, различные мастер-классы в Центре народного творчества.
Бар в гостинице Мамонт Инн
Такая логистика несколько увеличила время в пути до Барнео, но стала удобнее для туристов из Китая, Индии и Японии. Да и туристы из Европы и США, не отравленные антироссийской пропагандой и желающие попасть на Северный полюс, не находят слишком затруднительным прилет в Красноярск. По действующим правилам, все вылетающие в район Северного полюса должны иметь заграничные паспорта и проходить пограничный контроль как при выезде из РФ (хотя, очевидно, что они ни в какую другую страну не въезжают, а более того – остаются в российском секторе Арктики).
Ближайший международный пункт пропуска находится в Красноярске, таким образом для путешественников возникают проблемы с передвижением по Хатанге с уже формально «закрытой границей». Прошлогодняя ситуация, когда людей буквально заперли в гостинице до вылета на Барнео, является абсурдной и недопустимой и никак не может помочь развитию туризма в Хатанге.
Хатанга. Лето 2024г.
Решением данной проблемы может служить организация в Хатанге временного – с 15 марта по 30 апреля – пункта пропуска через государственную границу РФ, о чем был направлен ряд писем в соответствующие инстанции, после которых надеемся на положительный ответ. Уверены, что географический Северный полюс – вершина нашей планеты – всегда будет притягивать к себе представителей новых и новых поколений, которые мечтают постоять, пусть даже очень короткое время, в точке, где коварный GPS в течение буквально нескольких секунд показывает заветные 90 градусов северной широты – и быстро, и причудливым образом меняющиеся цифры долготы, которой, равно как и понятия времени, в этой точке нет.