28 февраля 2024 года Хатангский морской торговый порт отметил свой 85-летний юбилей. Это одно из старейших ключевых градообразующих  предприятий Хатанги. В течение 85-ти лет морпорт выполняет свою основную задачу –  обеспечивает доставку в сельское поселение всех жизненно необходимых грузов, в том числе, продовольствие, топливо, стройматериалы, генеральный груз. Выполняет он и транспортную задачу внутри поселения. Объективно говоря, без морского порта, без его флота и специалистов жизнь в сельском поселении Хатанга немыслима.      Нынешнее предприятие согласно приказу по Главсевморпути возникло 28 февраля 1939 года как Хатангское речное агентство. В то время его флот был представлен всего двумя пароходами и четырьмя баржами. После обследования гидрографами фарватера реки в 50-е годы выяснилось, что есть реальная возможность для движения морских судов из Хатангского залива.  И в декабре 1954 года предприятие претерпело первое преобразование, превратившись в Хатангский морской арктический порт. Он пополнился судами, переданными из Нордвика.    В  Хатанге был сооружен причал для швартовки судов и приобретено оборудование для их  разгрузки, а для ремонта портофлота построены  механические мастерские.  Флот  пополнился новыми судами озерно-речного типа. К концу 80-х их численность возросла в пять раз по сравнению с 50-ми. Кроме грузовых перевозок, морской порт стал осуществлять и пассажирские, обеспечив в навигационный период связь поселков с районным центром. Предприятие доставляло огромное количество грузов, необходимых для развития района, объемы работ возрастали, а вместе с ним и штат. Особое значение морской порт приобрел в связи с необходимостью доставки на территорию генерального груза, а также обеспечения всех поселков района и соседнюю Волочанку углем, добывающимся на местной шахте «Котуй». Максимального развития предприятие достигло во второй половине семидесятых – в начале восьмидесятых.     Но по всеобщему сценарию  в перестроечные годы  порт постигла участь, общая для предприятий всей страны: снижение деятельности, банкротство. В последующие годы предприятие несколько раз преобразовывалось, меняло название, но неизменно шло вперед. После перестроечных негативных процессов пошел процесс медленного, но неуклонного возрождения славного предприятия. Предприятие приняло статус ЗАО «Хатангский морской торговый порт». Под руководством Зверева Сергея Викторовича морской порт Хатанги сумел не только возродить былую славу, но и подняться на ступень выше в своем развитии и деятельности, превратиться в сильнейшее современное предприятие.        Флот расширился, пополнился морскими судами, увеличился штат необходимых специалистов. Начали выполняться международные перевозки. Суда ледового класса типа река-море «Сормовский 3066» и «Петр Анохин» покинули акваторию Хатанги, чтобы бороздить водные просторы родной страны и за ее пределами. Это сказано не для красного словца: в 2011 году ЗАО «Хатангский морской торговый порт» получил международное признание. Подтверждением этому является международный сертификат, полученный предприятием после его регистрации в Лондоне в Международной морской организации перевозчиков. 

    Следующий этап – ЗАО приняло статус акционерного общества.  На сегодняшний день  АО  «Хатангский морской торговый порт» по производственным характеристикам и значимости занимает одну из ведущих позиций в созвездии портов Заполярья.

 Акционерное общество «Хатангский морской торговый порт единственная компания, одновременно оперирующая собственным арктическим флотом и флотом для работы на малых глубинах и арктических реках. ХМТП владеет 36 единицами сухогрузного и танкерного флота. В структуру компании входит опорный пункт базирования флота для работы на малых глубинах — порт Хатанга.     Возглавляет компанию по-прежнему  Сергей Зверев. По размаху своей деятельности (она комплексная, многогранная), по принципам хозяйствования, по организации трудового и производственного процесса и  по многим другим аспектам ОА «ХМТП» может служить образцом  для подражания.   

   Сегодня это единственный арктический порт, собственный флот которого может участвовать в  программах северного завоза.  Суда ХМТП доставляют в пункты назначения все, что заказывают регионы – продовольствие, промышленные товары, оборудование и механизмы, стройматериалы, топливо и многое другое.

 Они бросают якорь в портах Крайнего Севера - Ямала, Красноярского края, Якутии, Чукотки.  И, что очень важно — с последующей доставкой грузов в акватории с малыми глубинами  по рекам Арктики. При этом, необорудованный берег не является помехой. 

      Хатангский морской торговый порт играет важнейшую роль в освоении минеральных ресурсов арктической зоны и континентального шельфа страны.  

     Зарубежные маршруты хатангских судов опоясывают весь земной шар. Суда хатангского флота  базируются в портах Мурманска, Архангельска, Дальнего Востока. География вод, которые они бороздят и портов, где бросают якорь, очень обширна: кроме Северного Ледовитого океана, это Атлантика, моря Тихого и Индийского океанов.     Памятуя об арктической принадлежности порта, хатангские моряки стараются увековечить в названиях своих судов имена тех, кто все свои силы, а иногда и жизнь, отдал делу освоения этого сурового заполярного края.   

  Неудивительно, что борта хатангских судов украшают имена прославленных полярников: «Георгий Седов», «Борис Вилькицкий», «Петр Анохин» и другие.     Морской  порт занимает лидирующее место среди предприятий Хатанги. Его деятельность не ограничивается лишь морскими и речными перевозками. Компания развивает идею энергонезависимости населенных пунктов территорий Крайнего Севера. В формате сопутствующего проекта   была реализована разработка Хатангского месторождения бурого угля, позволившая отказаться от затратного и негарантированного северного завоза.

 С 2012 г. в компании начало работу строительное подразделение, получившее все допуски СРО, требуемые по закону. Для нужд населения работает  станция техобслуживания автотранспорта.       Предприятие не стоит в стороне от проблем села и поселения. Активно откликается на просьбы общественности в оказании той или иной помощи. Установление расписания движения теплоходов, удобного для сельчан, помощь в благоустройстве поселков, в сооружении катка в Хатанге – это лишь малая толика примеров добрых дел, которые руководство и сотрудники морского порта адресуют хатанчанам.       Поздравляем коллектив морского порта и всех сельчан с юбилеем предприятия с пожеланиями дальнейшего укрепления и процветания! Так держать! И традиционное: семь футов под килем!