Печать
Родительская категория: Russian
Категория: Новости
Просмотров: 564

Рейтинг:  0 / 5

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

27 апреля 1940 года погиб полярный лётчик Павел Георгиевич Головин,  Герой Советского Союза, пилот Управления полярной авиации. Его имя неразрывно связано с освоением Арктики, организацией первой советской экспедиции на Северный полюс и высадкой на полюсе отважной четверки «папанинцев». 

   Родился Павел Головин 13 апреля 1909 года в городе Наро-Фоминск ныне Московской области. В 15 лет записался в планерный кружок. В 1925 году местное ОДВФ (Общество друзей воздушного флота) премировало Головина поездкой на планерные соревнования в Крым. Там он увидел летающий планер и уже ни о чем после не думал, кроме планеризма – мечтал поступить в летную школу. Осенью 1929 года Головин попал в школу пилотов. В 1930 году он успешно ее окончил и оставлен в ней инструктором. Вскоре в Крыму, в Коктебеле состоялись планерные состязания, в которых принял участие и Головин. 

Здесь в Крыму он на планере «Темп» побил мировой рекорд продолжительности полета с пассажиром, принадлежавший до этого планеристу немцу Фердинанду Шульцу. Установил первый мировой рекорд продолжительности полета на планере в воздухе 14 часов  50 минут.    Вернувшись в Московскую школу летчиков он познакомился с радистом и штурманом корабля Анатолием Алексеевым, рассказы которого об Арктике увлекли Головина: его потянуло на север. Алексеев рекомендовал летчику Матвею Ильичу Козлову взять к себе Головина вторым пилотом. Так Павел  стал полярным летчиком – вторым пилотом на гидросамолете «СССР-Н-9». Именно на нем он совершил первый полет на север: через Архангельск на остров Диксон.  

    В 1935 году Головин стал командиром воздушного корабля «Сталь-2». А в 1936 году совершил очередной зимний рейс из Игарки на Диксон.

5 мая 1937 года Павел Головин в ходе разведывательного полета достиг самой северной точки земного шара. Доставленные им данные позволили успешно осуществить посадку отряда тяжёлых транспортных самолётов на Северном полюсе и создать там дрейфующую полярную станцию «Северный полюс-1». За этот полет Павлу Головину присвоили звание Героя Советского Союза.
И сразу же, без перерыва, летчик вернулся к будничной работе: испытанию одной из мощных американских машин («Дуглас-206»), работа на      авиалинии, подготовки к спасению «папанинцев» и каравана судов ледоколов «Садко», «Седов» и «Малыгин», которые вели 23 корабля, а затем и их спасение. 

 С началом советско-финляндской войны Павел Головин подал заявление о направлении его на фронт. А когда родные попытались его отговорить, он сказал: «Что же, по-вашему, Герою Советского Союза во время войны дома сидеть? Полковник Головин должен идти на фронт!».  
   Погиб Павел Головин 27 апреля 1940 года. В этот день он испытывал на аэродроме новую машину. Сорок с лишним минут продолжался облет машины и ее испытание. Вдруг на земле увидели, что самолет вывалился из облаков. Пилот пытался перевести его из плоского штопора в крутой. Но машина не слушалась, продолжала волчком стремительно идти вниз. Неимоверно быстро приближалась земля. Можно было еще выброситься с парашютом, но заклинило фонарь. Головин пытался высадить его широкими плечами, но было уже поздно. На летном поле взорвались бензиновые баки. Самолет объяло пламя. Подбежали люди. Головин лежал на земле близ своей машины.  

Стропы его полураскрытого парашюта тянулись до пилотской кабины. На этих стропах авиаторы и оттянули от огня бездыханное тело героя. Вместе с Головиным погибли ведущий инженер К.И. Александров и бортмеханик Н.Г. Добров. Экипаж похоронен на Новодевичьем кладбище.      Его именем названа одна из улиц Наро-Фоминска, а в доме полярников на Никитском бульваре в Москве установлена памятная доска.

    Короткая жизнь Павла Головина была яркой, насыщенной, наполненной мужеством, стремлением достичь самых высоких вершин, самых труднодоступных целей. Он — один из авиационных первопроходцев в освоении воздушного океана над Арктикой. Наряду с другими полярными летчиками его вклад историю воздушного покорения Заполярья неоспорим.