ДСО - дикий северный олень. Кому из северян незнакомо это словосочетание? Испокон веков оленина является основной пищей коренного населения. Вот уже тысячи лет северные олени живут в тундре и тайге Евразии: считается, что древние люди пришли в Арктику вслед за мигрирующими стадами этих копытных. Природа хорошо приспособила оленей для жизни в суровом климате, Животные легко находят ягель - свой основной продукт питания, даже под глубоким слоем снега, который раскапывают мощными копытами. Так или иначе, среди животных олени — основное «население» Крайнего Севера, в том числе, и Таймыра. И таймырское стадо диких оленей является одним из важнейших биологических ресурсов.
Не секрет, что в последние годы наблюдается катастрофическое уменьшение популяции дикого оленя. Более того, некоторые их виды занесены в Красную книгу РФ. В Минприроды озвучили пугающие цифры: если в начале нулевых таймырская популяция приближалась к миллиону особей, то сейчас сократилась почти вдвое: по разным данным, оленей насчитывается 400-450 тысяч. Если не предпринять срочных мер, олени в скором будущим могут исчезнуть. Это обстоятельство беспокоит не только чиновников и ученых, но, прежде всего, коренное население Севера, для которого оленина, наряду с рыбой, по-прежнему занимает основное место в рационе питания.
Еще совсем недавно ученые фиксировали огромные популяции оленей, бывало до 300 тыс. животных, собирающихся в одном месте и огромной "армией" кочующих по тундровым просторам. Многие ученые призвали ужесточить контроль над охотой на ДСО, поскольку одна из основных причин вымирания оленей — браконьерство. По данным Л. Колпащикова, добычу оленей на Таймыре ведут фермерские хозяйства и население соседних районов Якутии, с левобережья Енисея, из Эвенкии.
Как проанализировали ситуацию научные сотрудники ФГБУ «Объединенная дирекция заповедников Таймыра" Л.Колпащиков, М.Бондарь и Санкт-Петербургского института информатики и автоматизации РАН - В. Михайлов, в СССР до 1960 года олень находился под охраной в связи с низкой численностью.
Через десять лет после огромного прироста поголовья стало возможным использование ресурсов ДСО в промышленных масштабах, изымая годовой прирост в размерах 35-40 тысяч голов. Была внедрена апробированная технология добычи. ГПХ «Таймырский» при занятости в работе коренного населения ежегодно добывал 40-50 тыс голов ДСО. С 1978 года плановым отстрелом стали успешно заниматься и совхозы Таймыра. При этом, кроме реализации мяса, была организована деятельность по пошиву обуви и одежды из шкур, изготовление сувениров. Охота осуществлялась по лицензиям, а отстрел — по квотам. Контролировался не только количественный, но половой и возрастной состав изымаемого оленя.
В результате организованного промысла на Таймыре возникла новая эффективная сельскохозяйственная отрасль — промысловое оленеводство. Этот период (до начала 90-х) был наиболее плодотворным в изучении оленей, позволил оперативно управлять таймырской популяцией ДСО. Аналогов столь масштабного и эффективного использования оленьих ресурсов не было ни в России, ни за рубежом. Теперь это уже в прошлом.
Все разрушилось и нарушилось в начале 90-х. Резкое снижение добычи привело к росту численности ДСО, и к 2000 году составила около 1 млн голов при расчетной емкости ареала в 800 тыс. голов, что привело к деградации и дефициту пастбищ. В это же время возросло и количество охотпользователей разных форм собственности. Несравненно снизился контроль из-за малочисленности штата охотинспкции. Объем бесконтрольного промысла ДСО увеличился до 80 тыс. голов в год. Ставились многокилометровые изгороди коралей, истреблялись самые крупные животные.
К тому же чрезвычайно возросло число волков. Хищники нанесли огромный ущерб поголовью ДСО, уничтожая, прежде всего, молодняк.
А с 2010 года в браконьерской деятельности началось еще одно ужасающее действо — массовая незаконная заготовка пантов. Жестокая! Срезали неокрепшие рога с живых оленей. 70% из них потом неминуемо гибнет. Пункта об ответственности за срезание рогов с живых животных в Законе об охоте нет. В 2017 году с Таймыра было вывезено 70 тонн (!!!) пантовой продукции. По авиаучету 2017 года общая численность оленей таймырской популяции оценена в 384 тыс. голов. При сохранении существующего положения в течение ближайших лет, как сделали вывод исследователи, великая популяция будет разгромлена со всеми вытекающими негативными последствиями для экосистемы Таймыра, мирового наследия дикой природы и коренного населения Крайнего Севера.
По данным исследований ученых, за последние годы снизился естественный прирост поголовья и увеличилась смертность животных. Можно предположить, по выводам таймырских исследователей, что смертность оленей таймырской популяции составляет 8-10% от численности популяции в год.
Для восстановления, для спасения положения необходимо решить ряд важнейших вопросов. Справедливости ради надо сказать, что кое-что уже сделано для улучшения ситуации. Так, правительство Красноярского края в 2019 году приняло постановление N 74-п «Об установлении на территории Красноярского края запрета на срезку неокостеневших рогов (пантов) с дикого северного оленя». Штат охотинспекции был увеличен с 6 до 24 человек, было улучшено материально-техническое обеспечение.
Выполненный учеными анализ позволяет заключить, что главной причиной катастрофического спада численности оленей является «легальное» браконьерство (заготовка пантов). А также свободная добыча оленя коренными народами с правом продажи продукции. Главными задачами по восстановлению контроля над популяцией они считают введение всех форм промыслового изъятия оленей в рамки экологически обоснованного лимита. Необходимо решить проблему контроля за промысловой деятельностью охотпользователей. Местное население должно свободно добывать продукцию лишь для собственных нужд, для продажи промысловой продукции - на общих основаниях, то есть, по платной лицензии.
Первоочередной является задача проведения полномасштабного авиаучета оленей в 2021 году с последующим регулярным (каждые три гола) пересчетом, иначе, считать будет некого. Для надзора за промысловой и хозяйственной деятельностью на территориях традиционного природопользования должно участвовать коренное население посредством Ассоциации КМНТ. Права и ответственность Ассоциации при этом должны быть законодательно оформлены. Борьбу с браконьерством должны вести органы охотинспекции и полиции.
Северных оленей надо спасать! Мы должны помочь им не только выжить, но и утвердиться на родной земле.
**********************