Уже четыре года  в Хатанге успешно работает долганская семейно-родовая община «Ыйдына» («Лунный свет») . Деятельность этого коллектива - яркое проявление возрождения, развития  национальной культуры, ее популяризации, обучения подрастающего поколения традиционным промыслам и видам творчества долган.    О работе общины рассказала ее руководитель и творческий вдохновитель Полина Широких, которой приходится заниматься общинными делами в свободное от основной работы время: Полина Алексеевна – директор Центра детского творчества в Хатанге. В общине работает около пятнадцати человек, все они родственники. В их числе, мама Полины.  Пять мастериц декоративно-прикладного творчеств - ее сестры. На промыслах задействован  муж Александр и зятья. Все работают без принуждения, с удовольствием и отдачей. Коллектив дружный, взаимопонимание полное.    С чего начинали? Сначала нужно было найти или построить помещение для работы. Свободно найти практически нереально. Надеялись на свои силы. За время работы общины коллектив принял активное участие в грантовых программах НорНикеля «Мир новых возможностей» и «Мир Таймыра».  Стали победителями в трех проектах. На средства  первого, выигранного в 2019 году,  построили мастерскую «Быхый» («Стремление»). Для этого использовали несколько контейнеров.Собрали их в единое целое, утеплили, облагородили. В деле строительства мастерской безвозмездную помощь оказало ООО «Энергия», партнер общины. Энергетики полностью подготовили площадку под постройку и транспортировали туда исходные балки (контейнеры), за что Полина Алексеевна выражает энергетикам искреннюю благодарность. Конечно, помещение получилось малогабаритным.  Хоть и говорят, в тесноте, не обиде, но в данном случае, народная пословица не работает: уж совсем мало места для выполняемого фронта работ.     Тем более, что мастерская востребована и другими субъектами. Так, когда Центр детского творчества выиграл грант по пошиву нюков для чумов,  община «Лунный свет», будучи партнером ЦДТ, предоставила учреждению помещение для работы. Оказалось, что оно даже для десяти детей тесно. А хочется еще и чаепитие устроить,  поощрить юных участников проекта. Бывают здесь и гости, приверженцы этнографического туризма. Пока в помещении нет отопления, электрообогреватели обходятся дорого. Нет водоотведения, канализации. Словом, эти все вопросы находятся в стадии решения. Полина Алексеевна надеется на поддержку администрации, неравнодушных жителей и собственные силы.   

Полина Широких

      Тем не менее, основные задачи выполняются. В рамках того же, первого проекта, коллектив общины изготовил коллекцию унтаек – национальной обуви - мужской, женской и детской. Поскольку основная цель – возрождение долганской культуры и традиций, к  процессу производства обуви были привлечены мастера старшего поколения, которые еще помнят методы и тонкости изготовлении продукции по старинным рецептам и образцам. Начиная с выделки шкур. После удаления мездры скребком  шкуры обрабатывали печенью, как в старые времена, без применения химических средств. В этом случае камус получается мягким, максимально пригодным для дальнейшего использования, как объяснила Полина Алексеевна. После выделки камуса и кроя следует процесс пошива обуви. Ее расшивают бисером, это тонкая творческая работа, требующая терпения и времени.Получается очень красиво, качественно. Образцы очень нарядные привлекательные.  Основным консультантом и наставником в деле изготовления национальной обуви стала мама Полины  Большакова Мария  Афанасьевна. Большую часть жизни женщина прожила непосредственно в тундре. Искусная мастерица, она помнит уроки отцов и дедов, с удовольствием делилась своим бесценным опытом с молодым поколением. С не меньшим удовольствием и интересом наставнице внимали десять девушек, прошедших обучение и мастер-классы в рамках проекта.       Грантовые средства следующего проекта, были использованы на пошив бокарей – теплой обуви с длинными голенищами. Эта обувь украшается также бисером или кусочками меха, контрастного с основным цветом обуви. Как сказала Полина Алексеевна, особенность этого проекта в том, что в нем уже были задействованы, кроме хатангских, и жители всех восьми поселков сельского поселения. Для изготовления  продукции в каждом поселке работали один мастер и два подмастерья (ученика). В итоге в арсенале общины в наличии уже две коллекции национальной обуви. Они неоднократно экспонировались на разных выставках, с успехом демонстрировались на показах мод и во время праздников.     Многогранная деятельность семейно-родовой общины «Ыйдына» широко известна в Хатанге  и пользуется авторитетом у сельчан.  Не зря нашлось много  желающих  поучаствовать в третьем проекте общины, имеющий целью приобщения молодого поколения  к исконно национальным видам деятельности коренных малочисленных народов Севера.   Особенно много желающих было среди учащихся школы-интерната: зимой они во время учебы они находятся в Хатанге и не могут получить такие уроки по месту жительства, например, от родителей. В данном случае, пятнадцатью подростками было освоено несколько традиционных видов деятельности, доступных школьникам:  подледная рыбалка (сетью и на удочку), охота на песца (ловля в капканы) и ловля куропаток в петли. С огромным желанием дети со своими наставниками выезжали в тундру. Радовались первому улову или собственноручно пойманной куропатке.       В планах руководителя и членов общины – расширение не только территории мастерской, но и видов деятельности. Полина Широких уверена, что  пора браться за пошив  национальной одежды. Пока есть еще мастера, не утратившие старинных традиционных методов. И пока еще сеть желающие этим заниматься. И, что очень важно, - носить такую одежду. Следующие проекты будут направлены на достижение этих целей.