Такое словосочетание не часто встретишь в быту, однако для Арктики, для высоких широт оно весьма актуально. Особенно в навигационный период.

  Ледовая разведка – инструментальное и визуальное наблюдение за ледовой обстановкой  в морях. Данные ледовой разведки используются для разработки ледовых прогнозов и обеспечения дрейфующих станций в Арктике, проводки судов со льдах, выбора пунктов высадки десанта и грузов на лед.   На данных ледовой разведки ожидается движение судов по Северному морскому пути. На особо сложных участках, каким является, в частности, пролив Вилькицкого, отделяющий полуостров Таймыр от архипелага Северная Земля, данные ледового наблюдателя просто необходимы. О количестве льда, о его мощности и мощности заторов, направлении и скорости смещения, динамике объемов льда – эти и другие характеристики дает профессиональный ледовый разведчик.    Начало ледовой разведки в нашей стране имеет официальную дату – 14 декабря 1924 года. Строго говоря, это не совсем так. Первые полеты в Арктике и первую в мире ледовую разведку совершил российский летчик Ян Нагурский  еще в 1914 году. Но родоначальником ледовых разведок считается советский летчик Борис Чухновский, начавший свою эру 21 августа 1924 г.  Об этом писал сам Борис Григорьевич: «… Свой первый полет над Новой Землей мы с механиком совершили ровно через десять лет после Нагурского. День в день! Он – восьмого августа по старому стилю, мы – двадцать первого августа по новому стилю». С 1929 года ледовая авиационная разведка в Карском море становится регулярной, а с 1932 г. она распространилась и на другие арктические моря.    С 1924 года по 1938 г. ледовые авиационные разведки выполнялись летчиками и штурманами Полярной авиации, организационно оформившейся в 1932 г. В эти годы в Арктике произошли важнейшие события: поход с запада на восток по всей трассе СМП за одну навигацию ледокольного парохода “А.Сибиряков” в 1932 г., организация ГУСМП, эпопея, связанная с гибелью ледокольного парохода “С.Челюскин” в Чукотском море в 1934 г. и блестящая операция полярной авиации по эвакуации людей с ледового лагеря, перелеты экипажей Чкалова и Громова через Северный Полюс в Америку, организация дрейфующей станции «СП-1».      

   В 1939 году Арктический институт впервые направляет своих сотрудников в Арктику для непосредственного обеспечения навигации: в западном районе, на о. Диксон.   Начиная с 1952 г. наряду с визуальными методами ведения ледовой разведки стали внедряться инструментальные методы. Аэрофотосъемка ледяного покрова внесла новое представление о роли торошения в формировании ледяного покрова, выявила его блочно—иерархическое строение, раскрыла многие механизмы и процессы, объясняющие закономерности распределения во льду напряжений и деформаций, механики и динамики льдов.     Испытывались навигационные панорамные РЛС, сканирующие и трассовые ИК радиометры, лазерные аэропрофилографы, СВЧ радиометры. Но по ряду причин в практику ледовой разведки они не были внедрены.

В 1965 г. были выполнены первые полеты с РЛС БО, а с 1968 г. — внедрена система РЛС БО “Торос”, которая позволила проводить авианаблюдения круглогодично. С 1973 г. испытывался и внедрялся радиолокационный видеоимпульсный измеритель толщины морского льда, ставший с 1982 г. серийным “Аквамарином”.     В советское время в последней трети двадцатого столетия ледовая разведка выполнялась на самолете Ил-14, который представлял собой своеобразную лабораторию со специалистами на борту. Ледовая разведка проводилась также с помощью вертолетов, самолетов, судов, наземных и дрейфующих гидрометеостанций, искусственных спутников Земли. С развалом Союза в 1991 году самолетная ледовая разведка практически перестала существовать.