Таймырская земля изобилует легендами. Почти все они уходят корнями в далекое прошлое  и возбуждают воображение. Одна из  таких  красивейших историй – легенда о Золотой Бабе – старинной золотой скульптуре. Сказание говорит о том, что скрывается она в гротах труднодоступного безлюдного, овеянного мифами плато Путорана. Золотую бабу в Сибири ищут повсюду: в Уральских горах, на Ямале, на Иртыше, в Эвенкии. Ищут краеведы, музейные работники, историки-любители. Спорят. Изучают древние легенды, рукописи... Но только здесь, на Таймыре, о существовании этой драгоценной скульптуры люди могут говорить со знанием дела.

 

 

 

  Откуда она и как попала на Таймыр? По легенде, Золотая баба - отлитая из чистого золота фигура обнаженной женщины, около полутора метров высотой. Точное происхождение Бабы неизвестно. Но рассказывают, что когда-то она стояла на берегах Ладожского озера. Она упоминается в скандинавском эпосе. А затем в преданиях угров, хантов, манси, пермяков и других уральских и северных народов.

 

 

 

   По самой распространенной версии, это была статуя древнеримской богини Юноны, которую из разграбленного Рима вывезли очередные варвары. Далее как драгоценность Баба передавалась от одних победителей к другим, пока  ни попала в руки викингов. Они привезли статую на Ладогу. Но когда это произошло и сколько она там хранилась - не ясно.

 

 

  Затем началось путешествие Золотой Бабы и Сибирь. Оно было исключительно вынужденным и объясняется тем, что в языческую Русь пришло христианство и постепенно начало продвигаться на Восток вслед за русскими первопроходцами, начавшими осваивать Сибирь, Север и Дальний Восток. В X - XI веках на Северо-Западную Русь пришли христианские миссионеры, и местные жрецы волхвы увезли свою святыню, якобы к собратьям-язычникам на берега Камы. В XIII веке христианство добралось и сюда, крестить пермяков и зырян. И опять жрецы отправили Золотую бабу подальше. На этот раз на Урал, к племенам манси.

 

 

 

  А потом в Сибирь пришли казаки. Идола спрятали от них в секретном капище где-то на Оби. Известно, что сам Ермак Тимофеевич охотился за сим артефактом. В 1552 году один из его отрядов захватил одно из хантыйских городищ, куда, как сообщали лазутчики, шаманы привезли Золотую бабу. Городок сожгли - Бабу не нашли. Ее, по легендам, шаманы сумели укрыть. Но по мере распространения христианства артефакт пришлось перепрятывать все дальше на восток. И, по последним сведениям, она якобы надежно укрыта где-то за Енисеем, на Таймыре, предположительно, на плато Путорана на территории заповедника.

 

 

 

   Золотую Бабу ищут энтузиасты. Постоянно что-то находят: небольших деревянных идолов, древние капища, следы стоянок местных народов. Серьезная археологическая экспедиция РАН в эти места пока  не была организована. Местность здесь абсолютно безлюдная, поскольку местное население отошло от сугубо кочевого образа жизни. Трудно поверить, что еще каких-то лет 200-300 назад между племенами велась борьба за право владения и расположения на этих землях.  

 

 

 

 

    Тем не менее, бытует вполне осязаемая история о живущих в этих местах

«диких» эвенках. Много материала о них собрал норильский писатель, автор книги «Неведовый Норильск» Вадим Денисов. В сердце плато Путорана и на южных его окраинах, как утверждают старожилы, вполне можно встретить мифических «диких» эвенков, не приписанных ни к какому поселку, не известных ни одному паспортному столу. Согласно слухам они десятилетиями живут, не входя в контакт с цивилизацией. И встреча с ними в глубинах путоранских отрогов крайне нежелательна. Местные племена убегали сюда от якутов, иных недружественных  племен, затем от русского казачества, в тридцатые годы прошлого века – от коллективизации.

 

 

 

 

       Так или иначе, но вышеобозначенное племя эвенков, скорей всего существует. Есть запись разговора 1981 года со старым эвенком Пахомом Капитоновичем Елагиром, который поведал о пещерах, расположенных в одном из ущелий плато. Мол, там и жили какие-то «дикие люди». Впрочем, в путоранских горах пещер нет, скорее речь идет о гротах. Но все равно интересно, поскольку в легендах о Золотой бабе говорится, что она якобы и кроется в пещере.

 

 

 

 

 

       И, наконец, в легендах северных народов сохранилось описание того, как в XVII веке от Оби до Енисея прошел сильный военный отряд хантов. В войске были одни мужчины. Но они не вели боевых действий, не обращали внимания на местных жителей, двигались вперед с какой-то неведомой целью. А перейдя Енисей как раз в районе Путорана, остановились и остались жить, набрав женщин из местных племен. Если предположить, что именно они, ханты, спасали от казаков Золотую бабу, то они же и исхитрились спрятать реликвию где-то в укромных уголках плато. Но как они могли это сделать, не имея горного опыта, не зная территории? Чужой, кстати, - здесь хозяйничали эвенки. Такое можно было сделать только в тандеме. Лишь эвенки могли быть проводниками, помощниками и подсказчиками. Современные норильские исследователи этого вопроса, который у нас отчасти табуирован, считают, что ныне именно эвенки, даже не сознавая всей важности реликвии, в строжайшей тайне хранят Золотую бабу в самом сердце плато. «Дикие» эвенки. Они сами обрекли себя на добровольное изгнание.